Юрий Преображенский Юрий Преображенский Юрий Преображенский Юрий Преображенский
Биография
Фотогалерея
Секреты мастерства
Размышления
Новости
Женская сборная
Карта сайта
 
 
 
РАЗМЫШЛЕНИЯ

ПУТИ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В ГОРНЫХ ЛЫЖАХ
И НАШИ ШАГИ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ

Сегодня горные лыжи застряли у нас в глубоком ухабе и давно буксуют в нем. Куда и как следует их толкнуть, что бы они выбрались на ровную дорогу? Об этом речь ниже.

Что включает в себя понятие - горные лыжи? Прежде всего, умение человека спускаться на лыжах с гор. Это сложное и очень интересное занятие, много лет привлекающее к себе людей. Одной из наиболее важных составляющих горных лыж является техническое мастерство, позволяющее хорошо управлять лыжами при спусках с гор и даже в этом соревноваться. И чем больше становится умение человека управлять лыжами, тем больше становится и его удовольствие от спусков с гор. Именно тогда наиболее полно используются имеющиеся горнолыжные инфраструктуры и создаются новые. Поэтому техническое мастерство и выходит на одно из первых мест среди всех других частей составляющих понятие - горные лыжи.

"Но в них не видно перемен, все в них на старый образец"

Между тем с горнолыжным мастерством у нас особенно неблагополучно. Посмотрите на результаты наших спортсменов на Первенстве Мира по г/л в Бормио в 2005 году. Они оказались в самом конце тридцати, хотя чаще наше место оказывается в последнее время за тридцаткой лучших на соревнованиях такого ранга. И что особенно плохо, такие результаты повторяются в сборной без изменений на протяжении пяти прошедших лыжных сезонов. И мы привыкли к этим результатам, как будто это наш удел. Очень огорчают не только наши сегодняшние плохие спортивные результаты на Первенстве Мира, но техническое мастерство наших сегодняшних лучших спортсменов, которое сильно отстает от мастерства сильнейших горнолыжников мира. И сколько бы мы не пытались это отрицать, оно хорошо видно опытному глазу даже без всяких приборов.

Но может быть это удел лишь наших сильнейших, а за ними стоит вполне современный и большой резерв техничных и молодых горнолыжников? Для выяснения истины давайте сегодня заглянем в наши немногочисленные детские спортивные школы. В прошлые времена даже в самых отсталых ДЮСШ всегда находился небольшой "костяк" юных, но вполне, по тому времени, техничных и современных горнолыжников. Сегодня же даже одного такого горнолыжника не найдешь в целой школе. В свете этого наше ближайшее будущее в горных лыжах выглядит не только весьма проблематично, но и мрачно.

"Кадры решают все"

В нынешнем сезоне у нас появилась возможность взглянуть на инструкторов из США, Австрии и Франции. Мы увидели у этих инструкторов много поучительного и полезного. Нам довелось увидеть как принимает экзамены преподаватель одной из лыжных школ Аспена (США), где только в одной такой школе работает 1000 инструкторов. Мы смогли оценить умение управлять лыжами горнолыжных инструкторов из Зальцбурга (Австрия). Их великолепную современную горнолыжную подготовку и умение ее демонстрировать.

Нас познакомили с конкурсным отбором российских горнолыжников в горнолыжную школу Франции. Мы смогли оценить мастерство г/лыжных инструкторов из Шамони и сравнить его с мастерством наших инструкторов. Это сравнение было далеко не в нашу пользу. Французский инструктор при практическом показе упражнений делает это намного лучше наших.

Нельзя сказать, что все нами виденное из показательных выступлений европейских специалистов по обучению горным лыжам безукоризненно и полностью отвечает задачам сегодняшнего дня. Однако все было весьма интересно и поучительно. К сожалению, на семинарах и демонстрациях присутствовало не очень много горнолыжных инструкторов даже из школ Москвы. Еще более удивило меня то, что на некоторых семинарах отсутствовали руководители из Учебного центра по подготовке горнолыжных инструкторов России. Мы можем быть не согласны с различными существующими за рубежом методиками, но знать их и по достоинству оценивать, обязаны.

Мне кажется, что Центр еще не успев ничего как следует понять и сделать, уже считает, что он все знает и может всеми командовать. Только кропотливая работа над пониманием горных лыж и прозрачная и открытая дискуссия между всеми кто этим занимается, может продвинуть горные лыжи в России дальше. К сожалению, я этого сегодня не вижу. Понимаю, что если мы не будем работать на объединение всех нас и все свои усилия будем направлять только на споры, кто правильно делает и кто знает больше, а также на сиюминутное зарабатывание денег, с места мы не сдвинемся и в последствии развалимся окончательно.

Некоторое время назад у нас была встреча в Посольстве Франции в Москве с руководителями некоторых лыжных школ Франции. Их беспокоило нашествие русских горнолыжников, именующих себя русскими горнолыжными инструкторами без наличия французских дипломов и сертификатов. Особенно много их было в Куршавеле. Качество работы этих инструкторов сильно отличается от работы инструкторов работающих в Европе. Их было достаточно много и вполне хватало для обслуживания русских туристов. Эти русские инструкторы, несмотря на менее качественное обучение и менее качественную демонстрацию, с большим удовольствием выбирались русскими туристами, т.к. языковый барьер в этом случае отсутствовал и объяснения инструктора становились понятны. Французские инструкторы были обескуражены и обеспокоены нашествием русских конкурентов.

Нам были представлены французские законодательные документы, в которых говорилось о запрете обучения горным лыжам за плату без соответствующих дипломов и сертификатов. Для нарушителей этого закона действует наказание  - 1 год тюрьмы или 15000 евро (уже есть и пострадавшие с российской стороны).

Французская сторона, наверное, понимала, что отсутствие русскоязычных инструкторов значительно сократит приток состоятельных русских людей на престижные горнолыжные курорты Франции и потери от этого окажутся более ощутимыми, чем "инструкторская деятельность" наших специалистов. Но закон есть закон, и он требует выполнения! Французы предложили компромисс - набрать по рекомендации Федерации горнолыжного спорта России группу русских инструкторов и послать их на обучение во Францию изучать европейскую методику и правила эксплуатации горнолыжных комплексов. После обучения наши инструкторы должны сдать экзамены и, в случае успешной сдачи, получить документы, позволяющие обучать горнолыжников во Франции. Все расходы, связанные с обучением, французы готовы были взять на себя. Для компенсации расходов русские инструкторы, успешно сдавшие экзамены, должны отработать на горнолыжных курортах Франции определенное договором время.

Отбор кандидатов на поездку для обучения в лыжной школе Франции велся в России на горнолыжных соревнованиях. Первыми стартовали инструкторы из Шамони, затем 25 наших кандидатов на поездку. На первой трассе в числе первых были французы. Их техническое мастерство значительно превышало мастерство наших горнолыжников. По договоренности с французами от нас принимали участие только те кандидаты, которые в прошлом хорошо ходили по трассам, хотя и не были инструкторами. Большинство же действующих наших инструкторов по трассам или не ходят совсем или ходят весьма плохо.

На второй трассе 25 наших кандидатов поняли, что для того чтобы попасть во французскую школу надо идти с максимальной отдачей и сражались на трассе как настоящие спортсмены. Победил наш Хорошилов, член сборной горнолыжной команды России. Помогло нашим горнолыжникам то, что французы стартовали впереди нас и их более совершенная горнолыжная техника была невольно перенята стартовавшими за ними нашими горнолыжниками, которые поэтому выглядели на этот раз более современными и достойными.

Известно, что горнолыжники, попадая в компанию более совершенных спортсменов, легко перенимают их более совершенное мастерство и становятся сами более совершенными, но, к сожалению, не надолго, а лишь до той поры пока видят перед своими глазами более совершенный образец. У французских же инструкторов стояла совсем другая задача, пройти вторую попытку так, чтобы в заданное число отобранных вошло не более 11 кандидатов.

Вскоре в одной из личных бесед с французскими руководителями мы выяснили, что и сегодня французы используют при обучении горным лыжам свою старую добрую методику обучения. Новая методика, основанная на лучшем использовании карвинговых лыж, французами только разрабатывается и будет готова к концу будущего лыжного сезона, а еще через год будет утверждена.

Сегодня перед нами стоит дилемма: ждать ли, когда нам преподнесут через один - два года свою более современную методику обучения французы или лыжные инструкторы других стран, или, основываясь на уже проделанной нами работе над методикой обучения резаному повороту, окончательно усовершенствовать ее, и утвердить и иметь свою методику раньше, чем будут иметь свои новые методики другие страны.

Ранее проделанная нами работа в этой области и ее 15-летняя опробация позволяют создать методику более быстро и сделать ее значительно более совершенной, чем существующие методики других стран сегодня.

Давно многим горнолыжным специалистам понятно, что России нужна единая программа, позволяющая давать очень коротко, но хорошо основы современной горнолыжной техники.

Такая программа нужна как всем платным горнолыжным школам, обучающим за плату детей и взрослых, так и для совершенствующих свое мастерство спортсменов в спортивных школах и сборных командах. Естественно, что последним двум категориям нужна расширенная и более подробная программа. Конечной целью такого обучения для всех должен быть современный резаный поворот во всем его многообразии.

Прочитав это, многие из скептиков улыбнутся и скажут: "Несбыточная мечта"! Мы не стали бы об этом писать, если бы не были уверенны, что это вполне реальная мечта, которую на протяжении ряда лет сами успешно используем на практике. Но не это удивительно, а то, что научиться можно этому гораздо легче и быстрей, чем внедрить методику в работу горнолыжных школ России. Почему? Да потому, что обучение горным лыжам не обучение за столом, в классе, а обучение на горе, покрытой снегом и на лыжах.

Горные лыжи - вид спорта, обучение которому идет успешно только тогда, когда этому сопутствует хорошая демонстрация, входящих в навык движений. И лучше всего это получается, когда учитель может сам быть хорошим демонстратором.

В горных лыжах постоянно совершенствуется и изменяется инвентарь, подготовка трасс, правила соревнований. И это в свою очередь приводит к изменению техники у спортсменов и пониманию этого процесса наиболее прозорливыми инструкторами и тренерами. В тоже время техника горнолыжников под влиянием этих причин меняется значительно чаще, чем длятся этапы трудовой деятельности тренера и инструктора.

Спортсмены, желая сохранять себя на уровне, вынуждены приспосабливаться к изменениям значительно быстрей остальных горнолыжников. Ведь путь в спорте более короток и стремителен, что не оставляет им времени на исследования и раскачку. Все должно протекать молниеносно: увидел, освоил, перенял! А иногда, наиболее одаренные, и сами придумывают еще что-то. Так совершенствуется мастерство в большом спорте. Успел - выиграл и продвинулся дальше. Не успел - выпал из обоймы и тогда ты уже не действующий, а бывший спортсмен.

Тренеры и инструкторы делают это значительно более медленно и не сразу меняют старое на новое. Жизнь позволяет им это. Хорошие и смышленые делают это быстрее. Более ленивые и менее догадливые медлят и чаще всего не меняют свои сложившиеся навыки и поэтому часто переходят в разряд отстающих.

Посмотрим на работу наших тренеров и инструкторов в горнолыжных центрах. Их методики обучения и качество демонстраций упражнений делают понятными наши сегодняшние беды. О причинах этих бед мы уже писали, поэтому повторяться не буду. Скажу лишь одно, в последнее время ничего не изменилось в наших горнолыжных кадрах. И хотя многие из инструкторов прошли курсы подготовки в различных школах и сдали экзамены, но более современными преподавателями горных лыж большинство из них так и не стало.

В свое время, занимаясь подготовкой сборной команды страны, а потому подготовкой ее резервов, я вынужден был постигать мастерство победителей первенств мира, олимпийских игр, кубков мира и искать наиболее прогрессивные методы обучения этому. Затем стал пенсионером и был вынужден заняться другим. Стал обучать простых любителей уменью управлять горными лыжами. Зная хорошо методику обучения и характер тренировок спортсменов, невольно стал прибегать и в обучении любителей к тем же методам, к которым постоянно прибегал, работая со спортсменами. И, в конце концов, понял, что первоначальное обучение не умеющих любителей можно построить проще, сделать его доступным и обучать новичков в более короткий срок и, что главное, закладывать им основы навыков, нужных при дальнейшем совершенствовании в управлении горными лыжами. Казалось бы - просто и выгодно. Однако сегодня не используется не только в большинстве наших платных школ, но и во многих платных школах за рубежом.

Изменения в системе обучения у тренеров и инструкторов платных школ протекает очень медленно и длятся годами или же не изменяются совсем и они топчутся на месте. От этого и появляется огромный разрыв между прогрессивной, спортивной техникой сегодняшнего дня у спортсменов и техникой в платных лыжных школах для любителей. Вот поэтому крайне трудно внедрить современную методику в платных лыжных школах и сделать обучение не только современным, но хотя бы приближенным к современной практике, которая далеко ушла от методов обучения горным лыжам простых любителей.

Попробуем разобраться с работой инструкторов, которая протекает сегодня внутри наших горнолыжных школ. Многие инструктора в этих школах прошли семинары и получили удостоверения. Формально вроде бы все в порядке. Учебный центр по подготовке инструкторов проводил семинары, принимал экзамены, выписывал удостоверения. Методические знания получили все слушатели курсов. Все, что давалось слушателям курсов можно критиковать или полностью признавать, но эти знания давались.

Посмотрим, как работают сегодня те тренеры и инструктора, которые прошли это обучение. Чем обогатился их багаж при обучении различных групп горнолыжников. Чему они научились на семинарах. Смотрю на них и диву даюсь. Передо мной невольно встает вопрос, да способны ли они хоть чему-нибудь научить сами своих учеников? И отвечаю сам себе - НЕТ! Все те же как и раньше ничего не дающие обучению приемы и те же печальные результаты. При обучении часто применяются приемы, которые противоречат элементарным правилам педагогики: "От простого к сложному". Инструктор же, начиная обучение, должен максимально упростить начало обучения ученику.

Когда к нам приходит обучаться новичок, совсем не умеющий кататься на горных лыжах, но видящий перед собой хороших горнолыжников, он втайне начинает мечтать научиться кататься так же, как катаются эти хорошие горнолыжники.

Сегодня за обучение в лыжных школах берут большие деньги и немногие люди могут себе позволить долго заниматься в них.

Умение кататься на горных лыжах это товар, за который хозяева горнолыжных инфраструктур стараются сразу получить побольше денег. Инструктор или тренер продает клиенту этот товар в виде искусства управлять лыжами.

Новичок, заплатив деньги за обучение, хочет получить за них скорей современное умение управлять лыжами. От умения инструктора учить этому учеников и от качества обучения и зависит сколь удачно ученик совершил свою "покупку". Он хочет с первых шагов своего обучения отнести неудачи в обучении либо за счет своих способностей и прилежания, либо за счет качества работы инструктора. К сожалению, новичку трудно сразу распознать качество предлагаемых инструктором горнолыжных услуг.

И что особенно удивительно - оценить качество работы инструктора по настоящему не могут не только сами неопытные клиенты, но порой даже и руководители школ, которые большую часть своей деятельности вынуждены посвящать административным и хозяйственным заботам и понемногу либо забывают, из чего состоит обучение горнолыжников современному умению управлять горными лыжами, либо не знали никогда.

Такое положение вещей приводит к процветанию в школах халтуры, отсутствию горнолыжного профессионализма и умения самих инструкторов управлять горными лыжами и обучать этому других. В этой ситуации контроль качества обучения становится задачей весьма актуальной. И вот здесь мог бы пригодиться опыт и ответственность Центра по обучению горнолыжных инструкторов. Хорошо, если бы его работа по обучению не заканчивалась выдачей удостоверений, а продолжалась на протяжении хотя бы следующего сезона после вручения удостоверений. Наверно было бы правильно, если такой Центр периодически устраивал контрольные уроки у своих бывших воспитанников с правом аннулирования выданных удостоверений и отправкой их на переобучение. А для этого нужны инструкторы с современной техникой обучения в таких Центрах, а их нет.

Да и сама платная школа в целях обеспечения высокого уровня обучения должна беспокоиться о качестве своих инструкторов. Такая школа должна иметь в своем составе "костяк" высоко квалифицированных тренеров и инструкторов, которым не должно быть безразлично кто работает рядом с ними и как.

Необходимость изменить это становится сегодня особенно нужными и настойчиво стучится в двери платных лыжных школ. Если это произойдет, то платные лыжные школы станут, наконец, первой ступенькой в системе обучения горнолыжников современной технике.

Что же привело нас к такому катастрофическому положению с кадрами в горных лыжах. Одна из главных причин - полное отсутствие в России каких-либо учебных заведений готовящих настоящих горнолыжных специалистов. С одной стороны в России для того, чтобы получить право работать в области физического воспитания и спорта необходимо иметь диплом об окончании физкультурного высшего учебного заведения или, в крайнем случае, среднего. В то же время различные виды спорта требуют дополнительных и весьма больших знаний в культивируемых видах. Поэтому каждый студент, оканчивающий физкультурный институт, проходит специализацию по избранному виду спорта.

Почти все виды спорта в институтах физкультуры на своих кафедрах имеют специализацию по культивируемым в них видам. И только на кафедрах лыжного спорта, за исключением института физкультуры в г. Чайковском, горнолыжные специализации много лет отсутствуют. Между тем, горные лыжи совершенно не похожи ни на лыжные гонки, ни на прыжки с трамплина и двоеборье, ни на биатлон и не могут вестись преподавателями-специалистами перечисленных дисциплин.

В 1953 году я закончил ГЦОЛИФК. Горными лыжами занимался давно, но на кафедре лыжного спорта горных лыж тогда не было, как нет и сейчас и я вынужден был, будучи горнолыжником, специализироваться в лыжных гонках. Закончив институт, получил великолепные знания по физиологии, анатомии, гигиене, врачебному контролю и многим спортивным дисциплинам. И сегодня с благодарностью вспоминаю многих моих преподавателей: Тимофеева, Иваницкого, Шароватова, Жемчужникова, Гипиенрейшера, Левицкого, Челышева, Соколова, Украна и других преподавателей различных кафедр. Всем им благодарен за те знания, которые они передали мне! К сожалению этого не могу сказать о кафедре лыжного спорта, где заведующим кафедрой в мое время был М.А. Аграновский, который горные лыжи, как вид спорта, не признавал и был их ярым противником. Все знания по горным лыжам я получал самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны кафедры лыжного спорта. Скажу откровенно - это была трудная задача.

В дальнейшем я дважды работал в спорткомитете СССР, был государственным тренером по горным лыжам и главным тренером сборной команды СССР. Всего в общей сложности в этих двух должностях проработал 10 лет. Все остальное время работал тренером по горным лыжам в ДЮСШ, СДЮСШ и в сборной команде профсоюзов. А когда, проработав 37 лет, вынужден был уйти на пенсию, работал горнолыжным тренером в любительских горнолыжных клубах еще свыше 10 лет.

Поэтому положение с горнолыжным спортом знаю не понаслышке. Все это вместе взятое и дало мне возможность освоить профессию горнолыжного тренера. Но как медленно приходили знания, и как мучительно долго приходилось их добывать.

С тех пор прошло более 48 лет. К сожалению, положение дел с горнолыжными кадрами в России почти не изменилось, в том числе и в Московском университете физкультуры. Сегодня тем, кто желает стать преподавателем или тренером в горных лыжах, как и раньше требуется диплом об окончании высшего учебного заведения или физкультурного техникума. Единственным выходом для таких людей при сложившейся ситуации, на сегодня остается поступление, желающего быть горнолыжным тренером, в любой институт физкультуры и на любую, имеющуюся в этом институте специализацию. Получить диплом об окончании какогонибудь института физкультуры, затем поступить куда-нибудь на работу горнолыжным тренером и там начать учиться горным лыжам на практике. Если хватит сил и терпения, то к концу трудового пути можно стать неплохим специалистом.

Горными лыжами занимается все больше и больше народу. Число катающихся растет в геометрической прогрессии. Горнолыжный спорт оказался доходной статьей для тех, кто содержит горнолыжные инфраструктуры. А там, где начинают крутиться большие деньги, там обязательно появляется большое число нарушений в выборе трасс, строительстве горнолыжных подъемников и баз, в обучении людей горным лыжам. Горнолыжные руководители всех рангов должны знать, что такое безопасность на трассах, ледниках, при лавинной опасности и особенно при создании горнолыжных инфраструктур, организации горнолыжных катаний и соревнований.

Как можно улучшить первоначальное обучение?

Прежде всего характером склона, его крутизной и снежным покровом на нем и конечно характером и последовательностью даваемых инструктором упражнений. Но все это зависит не только от искусства тренера или инструктора, но и от выстроенных и обустроенных создателями горнолыжных комплексов, склонов, безопасности на них и хорошей подготовкой снежного покрова. А если склон эксплуатируется еще и в ночное и вечернее время, то и хорошей их освещенностью. Без этого все усилия даже самого квалифицированного инструктора обречены. Практика создания современных горнолыжных комплексов показывает, что при поисках склонов пригодных для катания горнолыжников, их проектировки, обустройства и последующей эксплуатации имеют право принимать участие те специалисты, которые не только отлично знают свою профессию, но и являются хорошими и современными горнолыжниками.

Чтобы застраховать любителей горных лыж от несчастных случаев в горах, да и не только в больших горах, но и на небольших холмах в Подмосковье и аналогичных им районах, нужны опытные, профессиональные и хорошо обученные горнолыжные кадры. Доверять это серьезное и сложное дело дилетантам небезопасно и не выгодно.

"Что будет способствовать тренерам и инструкторам в повышении их профессионального уровня"

Чтобы сдвинуть с места, застрявшие в глубоком ухабе горные лыжи, надо, прежде всего, сдвинуть с мертвой точки вопрос о горнолыжных кадрах, который начал буксовать значительно раньше, чем начали буксовать все остальные составляющие части горных лыж.

Начнем с очень важного вопроса - оценка работы горнолыжных инструкторов и тренеров. Оценку работы инструкторов можно оценить по двум пунктам:

  • по валу,
  • по качеству обучения.

Учет работы инструкторов по валу ведется легко и никакой проблемы при этом не возникает, ибо знать надо только количество проведенных инструктором уроков и стоимость одного урока. Оплата при таком подсчете удобна не только инструкторам, но и владельцам горнолыжных комплексов. Однако система не стимулирует качественное обучение клиентов, которое в итоге становится не нужным ни для инструкторов, ни для владельцев комплексов.

С клиентов же за обучение берется приличная оплата, но при этом совершенно не гарантируется качество обучения. А оно то как раз особенно и важно для последних. Так кто же больше всего страдает от такой системы обучения? Конечно, клиент. Он вкладывает средства, которые не направлены на его обучение хорошо управлять современными лыжами, зато это позволяет недобросовестному инструктору "надувать" клиента, или иначе, очень плохо, не профессионально и не современно обучать его управлению горными лыжами. И сколько бы мы не заставляли инструктора учить клиентов современной технике управления лыжами, он этого делать не будет, т.к., во-первых, сам этого делать не умеет, а, во вторых, учиться этому не собирается, ведь от этого сегодня его заработная плата не уменьшится.

Как же тогда сдвинуть обучение горнолыжников с мертвой точки?

Обучение современному резаному повороту не начинается сразу с обучения полному чистому повороту. Это сложно. Поэтому осуществляется поэтапно и начинается с обучения деталям этого поворота, учиться которым легко и быстро. Ученик, осваивая одну деталь поворота за другой, в конце концов, оказывается способным сложить из деталей с начала весь резаный поворот схематично, а потом уже совершенствовать схему, превращая ее в полноценный стереотип резаного поворота. Но что бы этому научить ученика, инструктор должен не только знать всю последовательность движений, входящих в резаный поворот, но и хорошо и правильно показать подводящие упражнения и сами движения, с помощью которых можно осваивать конечную цель - резаный поворот. Все это инструктор должен показывать особенно точно и без ошибок.

По этим умениям и должен, прежде всего, проходить аттестацию и получать квалификацию инструктор. На основании этого ему и должна определяться заработная плата.

Обобщив свой опыт в этом вопросе, мы твердо можем сказать: обучение совсем не умеющего кататься на горных лыжах человека средних лет (мужчин и женщин) простейшей схеме резаного поворота требует в среднем шесть занятий по два академических часа каждое. После такого обучения человек должен быть способен самостоятельно спускаться с не крутых склонов с хорошо подготовленным снежным покровом. А потом самостоятельно или с инструктором совершенствоваться в искусстве управлять лыжами дальше. Совершенствование всегда будут идти быстрей, если полученные им основы в начальном обучении окажутся правильными. Постоянное совершенствование умений обучать и показывать должно тренироваться и самими инструкторами до тех пор, пока они занимаются своей профессией.

Администрация горнолыжных комплексов периодически должна проверять это умение у инструкторов и производить переаттестацию последних, обеспечивая инструктору возможность к самосовершенствованию. К сожалению, такая возможность инструктору стать более совершенным и лучше выполнять свои обязанности во многих горнолыжных центрах исключена, т.к. горе-руководители таких центров исключают своим инструкторам на своих трассах бесплатное пользование подъемниками, спортивными трассами и оборудованием. Спрашивается, как может инструктор совершенствовать свое умение работы, если его лишают возможности в этом тренироваться?

Большинство инструкторов проводят большую часть своего рабочего дня на лыжах, и крайне не охотно дополнительно одевают их на свои ноги. В то же время, отрабатывая простейшие упражнения с новичком на склоне, инструктор едва ли будет лучше владеть лыжами сам. Для этого нужны настоящие тренировки и стимулы для таких тренировок. Лучшим же стимулом будет регулярная аттестация инструкторского мастерства.

Ю.С. Преображенский
28 мая 2005 г.
Дизайн и хостинг
"Компания Контакт", г. Дубна
master@dubna.ru