Юрий Преображенский Юрий Преображенский Юрий Преображенский Юрий Преображенский
Биография
Фотогалерея
Секреты мастерства
Размышления
Новости
Женская сборная
Карта сайта
 
 
 
НОВОСТИ

ИНТЕРВЬЮ Юрий Сергеевич ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

    1. Юрий Сергеевич, с чего началось Ваше увлечение горными лыжами?

Мое увлечение горными лыжами началось с 1927 года, когда мне шестилетнему мальчишке подарила мама беговые финские лыжи длиной 180 см и я приспособил их к катанию с маленькой горки около своего дома.

    2. Сколько лет Вам было, когда Вы стали тренером сборной команды СССР? Насколько удачно складывались те сезоны для сборной?

Когда я занял место гостренера по горным лыжам, мне исполнилось 32 года, я оказался на этом месте первым горнолыжником. До этого на этом месте сидел прыгун с трамплина М. Химичев, совмещавший прыжки с трамплина с горными лыжами. Дел у него, естественно, было невпроворот, и горными лыжами он занимался по совместительству и постолько-поскольку. Поэтому мне все пришлось начинать с азов. В СССР в то время горнолыжных трасс как таковых не было. Были горы, на которых лежал девственный снег. Не было ни баз, ни подъемников. Ставка гостренера предполагала не только подготовку команд и резерва для команд, но и подготовку и совершенствование материальной базы для спорта. В горных же лыжах ее не было совсем. Это все легло на мои плечи. От дел, которые требовалось делать в течение года каждый день, кружилась голова. В комитете в отделе лыжного спорта, ставка для горнолыжников была выделена одна. Поэтому, помощников у меня на работе не было и приходилось все делать самому.

Начиная с сезона 1948 года, после Холменхольнских игр, когда на наших горнолыжников был повешен ярлык "неперспективных", обстоятельства для горнолыжников складывались неудачно. В 1954 году проводилось первенство мира по лыжам. Лыжники гонщики, двоеборцы и прыгуны с трамплина в них приняли участие, а горнолыжников на эти соревнования опять не пустили. Чем дольше горнолыжников не допускали до международных соревнований, тем больше они отставали от своих противников. Ведь одной из особенностей горных лыж является то, что абсолютные результаты в них отсутствуют и сравнивать мастерство возможно, только если спортсмены участвуют в соревнованиях. Лишь в 1954 году наши спортсмены получили возможность тренироваться на стандартно больших трассах с подъемниками и приблизить КПД своих тренировок к тем, с кем они должны были соревноваться.

В 1955 году трое наших спортсменов начинают участвовать в Холменхольнских играх. В. Тальянов занял 3 место, Е. Сидоров - 1 и 2 место.

В том же 1955, году участвуя в международных соревнованиях в Чехословакии, В. Тальянов занимает первое место, обыграв серебряного призера первенства мира 1954 г., немца из ФРГ Бени Обермюллера, а Е. Сидорова выигрывает золотые медали во всех горнолыжных видах спорта среди женщин, разыгрывавшихся там.

    3. Начало Вашей карьеры гостренера по горным лыжам связано с Заилийским Алатау, склоны которого, как известно, особенно по душе лавинам. Случалось ли Вам попадать в лавины на Чимбулаке? Как в те времена обеспечивалась безопасность трасс, горнолыжников? Как Вы могли бороться с лавинами в то время?

Я действительно много сам катался и соревновался на трассах в Залийском Алатау, а затем отвечал за проведение там соревнований по горным лыжам. С лавинами сталкивался вплотную. Видел их страшный оскал иногда очень близко, но сам в них не попадал, впрочем, как и мои ученики и подопечные. Бороться с лавинами успешнее всего могут люди, хорошо понимающие структуру снега, с которым сталкиваются в данный момент. Избегать лавин помогают хорошая подготовка жестких трасс, хорошая и правильная оценка снежной обстановки в районе, обстрел лавиноопасных склонов, дисциплина и понимание опасности всеми катающимися горнолыжниками. Лавинную безопасность в мое время удавалось сохранять строжайшей дисциплиной среди катающихся горнолыжников, созданием в лавиноопасных местах простейших противолавинных сооружений, подрывом и обстрелом лавиноопасных полей, хорошей подготовкой склонов, на которых катаются горнолыжники, оповещением всех о возникшей лавиноопасности.

    4. Вы встречались с легендарными горнолыжниками Тони Зайлером, Карлом Шранцем. Как это было? Расскажите о своих встречах.

С Тони Сайлером встречался и тогда, когда он был великолепным спортсменом и выиграл три золотые медали на олимпиаде в Кортино Д'Амигицо и тогда, когда он стал тренером австрийской олимпийской команды и президентом горнолыжного клуба в Китцбюэле. Больше всего он поражал меня в роли спортсмена.

Карл Шранц - это талантливый, замечательнейший горнолыжник, фортуна к которому не была благосклонна. Но он всегда крепко стоял на ногах и держал удары судьбы. Я его всегда уважал за это. Мы с ним и теперь встречаемся иногда. Он в позапрошлом году даже приезжал на мою горку в Шуколово покататься. Катается он также как и раньше, и я его на горе узнал с первого поворота. Умение кататься на горных лыжах остается одинаково для каждого человека, как отпечатки пальцев.

    5. Что помогает Вам и сегодня кататься по самым сложным склонам, оставаясь горнолыжником-долгожителем? Каков настрой на предстоящий сезон?

Что позволяет мне оставаться горнолыжником-долгожителем, спрашиваете Вы. Мне 82 года, но я каждый день в течение часа интенсивно двигаюсь, а, точнее сказать, тренируюсь. Беру 4 резиновых бинта, продеваю в ременную петельку, привинченную в верхнем углу рамы моего обычного городского окна, двумя шурупами. Бинты позволяют мне делать 22 различных упражнения, эффективность которых, на мой взгляд, выше, чем на тренажерах. Меняю исходные положения в каждом упражнении и делаю их стоя, лежа, лицом или спиной к окну. Таким образом, заставляю работать большинство мышц моего тела. 22 упражнения по 100 повторений. Итого 2200 движений за одну тренировку. Этого мне вполне достаточно, чтобы круглый год быть в хорошей физической форме.

Стараюсь постоянно совершенствоваться в управлении горными лыжами, учиться всему новому. Использую самый современный горнолыжный инвентарь, и стараюсь применять самую современную горнолыжную технику. Постоянно учусь новому не только сам, но и учу этому других. Это позволяет мне любить жизнь. Так же как и раньше, без особых осложнений быстро спускаться по нашим и европейским трассам.

    6. Большая часть Вашей жизни заполнена горными лыжами. На что еще хватает времени?

Человек не может хорошо делать свое главное дело, если занимается только им одним. Мир многообразен. Надо так строить свою жизнь, чтобы времени хватало на все нас интересующее. Кроме того, есть еще и близкие люди, которым ты должен отдавать частицу своего свободного времени. К счастью, в Подмосковье есть возможность заниматься горными лыжами 4-5 месяцев в году.

Второе мое хобби - здоровье людей. Один из злейших врагов здоровья человека - гиподинамия. Интересная тема, к сожалению, игнорируемая большей частью населения земного шара.

    7. Кататься на классических горных лыжах надо учиться, учиться и учиться... У молодого поколения, как правило, на все это нет времени и желания. Сноуборд в последние годы (и как снаряд для катания, и как чисто культовый феномен) азартно и напористо потеснил лыжную "классику". Идя навстречу, столпы ски-индустрии выбросили на рынок промежуточный продукт, синтезирующий обе культуры. Сегодня "новая геометрия" охватила чуть ли не 70 процентов лыжного рынка. В мировой горнолыжной прессе - энергичное лоббирование карвов, мощные рекламные кампании, обилие специальных тестов. Согласны ли Вы с тезисом "Карвинговая революция свершилась"? Какие лыжи, на Ваш взгляд, более универсальны для свободного любительского катания в наших горах - классические или карвинговые, и почему? Если не сочтете этот вопрос некорректным, было бы интересно узнать, почему Вы перешли от классики к карвам?
    Ваш взгляд на дальнейшее развитие лыж, лыжной техники, состязательных трасс. В какую сторону это катится? Как будет сосуществовать с обилием других (соревновательных) лыжно-досочных дисциплин? Проблемы этого вида по сравнению с "окололыжными" дисциплинами (во фристайле, могуле и проч. наши люди светятся на призовых местах гораздо чаще, чем в "классике"). Интересно было бы узнать Ваше мнение о причинах этого.
    Что Вам нравится в современных лыжах и о чём, утраченном из прошлого, Вы сожалеете?

Кататься на любых лыжах, а не только на классических, нужно "учиться, учиться и учиться". В этом и состоит прелесть горных лыж. Читали ли Вы книгу Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Стать настоящим человеком можно только при условии вдумчивого и упорного совершенствования в чем-либо, а затем передачи накопленных знаний и умений другим людям.

К сожалению, сегодня многие горнолыжники, насмотревшись и наслушавшись рекламы от производителей горных лыж о чудо-лыжах с карвинговой геометрией, которые тебя сразу превратят в великолепного горнолыжника, наивно полагают, что учиться кататься не надо. Купил карвы и сразу поехал. Безусловно, на карвах научиться поворачивать можно гораздо быстрее, но современные методики позволяют так же быстро научиться это делать и на классике. И как ни странно, начинать делать первые шаги даже лучше именно на классике.

Люди делятся на две категории. Одни постоянно совершенствуются в привлекающем их деле, а другие, достигнув определенных результатов, перестают стремиться к совершенствованию, оставаясь на достигнутом и ища новых развлечений. Я ценю тех, кто умеет настойчиво и по крупицам совершенствовать уже давно известное.

Теперь по существу вопроса. Классические и карвинговые лыжи в принципе одинаковые по своей геометрии. И у тех и у других ширина носка и пятки больше, чем талии, поэтому боковые грани представляют собой отрезки дуг. Разница между шириной носка, талии и пятки у тех и у других разные, поэтому и радиусы дуг разные. У карвинговых лыж они короче, у классических - длиннее. От этого повороты на карвингах могут быть круче. Хотя механизм поворота на карвингах и на классике мало чем отличается. Я одинаково хорошо катаюсь на классике и на карвах, ничего в технике не меняя. Классику на карвы я поменял потому, что карвы мне позволили лучше совершенствовать свое умение управлять лыжами.

Тем людям, которые не хотят совершенствоваться, я бы не советовал тратить деньги на покупку новых лыж. Никаких ощутимых перемен они не почувствуют, лишь просто сменив лыжи. Разница будет видна только человеку, который хорошо умеет резано поворачивать.

Появление карвинговых лыж никогда не считал революцией, это было очередное и весьма полезное усовершенствование нового инвентаря, приведшее к более быстрому освоению современного технического мастерства горнолыжников. "Карвинговая революция" не завершилась, так как совершенствование в инвентаре было и будет иметь место и дальше.

На мой взгляд, сделать универсальные лыжи крайне сложно. Универсальное это среднее, а среднее это далеко не лучшее. Всякие лыжи подразделяются еще и на спортивные для слалома, слалома гиганта, супер или скоростного спуска, для фрирайда, для катания по льду или в глубоком снегу, для экспертов, хороших лыжников, средних, новичков. Спортивные точны, хорошо держат на жестком снегу, но не прощают в технике неточностей и ошибок. Лыжи для экспертов почти такие же, как и спортивные, но более добротно сделанные, прощают просчеты и ошибки, и не так точны. Я предпочитаю спортивные. Но лыжи это сугубо индивидуальная вещь. Однако это имеет особый смысл, когда ты способен хорошо и досконально в этом разбираться.

Первичен инвентарь, трассы, снежный покров на них, правила соревнований, склоны. Вторична техника, которую горнолыжники рационально приспосабливают ко всем перечисленным условиям.

Вы спрашиваете как будут сочетаться горные лыжи с другими "окололыжными" дисциплинами. Предсказывать не буду, но, действительно, за довольно короткий промежуток времени появилось много новых направлений. Как правило, с появлением чего-то нового начинался бум, потом бум потихоньку угасал, становилось неинтересным, а потом и вовсе исчезало из горнолыжных соревнований.

Например, skiboard - доска. Она вроде бы проще горных лыж. Управлять приходится не двумя лыжами, а только одной доской. Однако стоит на ней горнолыжник боком, что неудобно, не естественно, и, как следствие, возможности управления доской меньшие. Зато в доске нет той дисциплины, как в горных лыжах, и это весьма импонирует современным молодым людям. На доске удобнее кататься по глубокому снегу, больше возможностей прыгать. Так что на вкус и цвет товарищей нет. Что будет продолжать жить дальше и привлечет больше народу, покажет время.

И еще хотелось бы добавить, что скиборд и горные лыжи - два совершенно разных вида спорта, как, например, беговые коньки и хоккей. Смешивать их друг с другом не следует, как и кататься на одном склоне, поскольку это становится весьма опасно и для тех и для других.

    8. В последнее время все чаще раздаются голоса: горнолыжники вплотную приблизились к пику возможностей в этом виде спорта. Судьбу медалей, как правило, решают мгновения, сотые доли секунды. Все, предел, выше головы не прыгнешь - настолько возросли скорости, настолько отточенной стала техника прохождения трасс. Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

Новый инвентарь позволил большему числу спортсменов хорошо кататься. Однако напрасно многие считают, что все подошло к пределу, и соревнования перестали быть интересными, и не требую мастерства, чтобы выиграть. На самом деле как раз наоборот - требуют, да еще какого.

Например, на последнем первенстве мира у мужчин в слаломе гиганте первого от второго отделила одна сотая секунды, а третьего от первого - четыре сотых. Выиграли и в число призеров смогли попасть только те, кто сумел всю трассу пройти на пределе возможностей и почти не ошибаясь. Но ведь это-то и есть искусство. В горных лыжах рекорды не фиксируются, так что сложно бывает сказать заочно кто лучше, если спортсмены не соревнуются на одной и той же трассе и в одно и то же время.

    9. В одном из зарубежных журналов я наткнулась на забавные материалы, представляющие две сборные ФРГ, женскую и мужскую. "Вот так ходят наши девушки", - комментирует группу снимков заголовок. Идут прекрасно: собранно, динамично, технично. "А вот так - наши мужики" - язвительно замечает журнал на соседней полосе... Что и говорить, небо и земля! Мужчины - кто в шатком равновесии на внутренней лыже, кто "развалившись"... Не похоже ли это на ситуацию в российских горных лыжах?
    Почему так непросто с успехом в нашем любимом виде спорта на профессиональных кубковых трассах? Не могли бы Вы осветить отечественный "рейтинг" в "базовых" горных лыжах (исторически). Были "всплески" иногда, но сейчас они пропали куда-то и почему-то.

Вы спрашиваете, не похоже ли наше положение на положение немецких национальных команд - женщины сильны, а мужчины слабы. Нет, у нас сегодня и те и другие слабы. В новых горнолыжных видах спорта нам чаще удается быть в первых рядах. Почему спрашиваете Вы. Да потому что мастерство в новых видах спорта еще не успевает вырасти по-настоящему до высокого уровня. В классических горных лыжах, существующих с начала прошлого века, мастерство уже давно достигло очень высокого уровня.

    10. Горные лыжи, как вид спорта и отдыха, становятся в России все более популярными. Растет оборудование и оснащенность курортов. Вы бывали во многих странах, лыжных центрах. Как Вам Россия горнолыжная? Как по Вашему, ждет ли страну горнолыжный бум?
    Сможет ли когда-то, пусть в очень и очень далеком будущем, Россия примериваться к проведению Олимпиады?

Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Мне тоже всегда хотелось, чтобы горные лыжи в России стали самыми-самыми. Однако, для горных лыж нужны склоны, трассы, подъемники, снежные пушки, базы. Все это требует средств и немалых. До войны и сразу после нее у нас не было ничего. Но потихоньку стали появляться и трассы, и подъемники, и базы, правда, сильно отстающих от европейских. Но, все-таки, это были базы, на которых можно было кататься и соревноваться. Их не хватало. Желающих было всегда больше. Очереди на подъемниках, плохо подготовленный снег на трассах, отсутствие хороших инструкторов мешали горным лыжам успешно развиваться и быть массовыми, что затрудняло в свою очередь хорошее строительство и эксплуатацию горнолыжных баз.

Однако беда не приходит одна. Все наши горнолыжные базы, которые были в горах Кавказа, Карпат, Тянь-Шаня, Памира, Киргизии и Узбекистана, при распаде СССР оказались в сопредельных государствах. Теперь их у нас нет. Осталась Камчатка, Сахалин, Магадан, Хибины, Урал и Приуралье, да малые горы в средней полосе. Это много меньше, чем было, но все равно достаточно, чтобы хорошо кататься на горных лыжах. Чтобы все это стало давать результаты, нужны деньги для создания новой горнолыжной инфраструктуры. Необходимо использовать уже накопленный нами ранее опыт, опыт других стран, и не повторять прошлых ошибок. Однако следует помнить, что пригодных для катания склонов не бесконечное множество, как кажется, глядя на многочисленные вершины горных хребтов. Найти гору, пригодную для катания с нее на горных лыжах - большая удача. И прежде чем ее портить и уничтожать ненужными для горных лыж постройками, следует хорошенько оглядеться, а потом привлечь к созданию на ней горнолыжных инфраструктур, знающих специалистов, которые хорошо бы знали не только архитектуру и инженерное дело, но и очень хорошо горные лыжи. Без всего этого наши усилия никогда не приведут к желаемым результатам.

Интервью брала Ольга Белова, SKI.ru

Дизайн и хостинг
"Компания Контакт", г. Дубна
master@dubna.ru