Юрий Преображенский Юрий Преображенский Юрий Преображенский Юрий Преображенский
Биография
Фотогалерея
Секреты мастерства
Размышления
Новости
Женская сборная
Карта сайта
 
 
 
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА

КАК МОЖНО БЫСТРО НАУЧИТЬСЯ РЕЗАНОМУ ПОВОРОТУ
Статья в журнале "Лыжный спорт", NN 21 / 2002

    Зависимость методики от цели обучения

увеличить
Яница Костелич

Всякая методика обучения, прежде всего, зависит от конечной цели обучения. Скажем, если конечная цель обучения - повороты ведельн и годиль - это одна методика, если конечная цель - резаный поворот - совершенно другая методика.

Обучив человека первоначально резаному повороту, можно легко потом научить его ведельну и годилю или другим поворотам, в которых начало поворота начинается с облегчения лыж.

А вот горнолыжника, уже обученного ведельну или годилю, учить резаному повороту трудно, ибо повороты в годиле и в ведельне начинаются с момента окончания разгибания ног, а в резаном повороте - с сильно согнутых ног. Это приводит к тому, что последовательность движений в двигательном навыке "резаный поворот" и в поворотах ведельн и годиль совершенно различны. Поэтому обучение резаному повороту после того, как прочно усвоена последовательность движений в навыках ведельна и годиля, трудна, требует больших усилий и времени. В этом случае учиться с чистого листа гораздо легче и быстрей.

Сегодня горнолыжный спорт - это, прежде всего, великолепно организованная горнолыжная индустрия. В ней подъемники позволяют совершать за тренировочный день большее число спусков. Ратраки и снежные пушки, спускаться по хорошо ухоженным, великолепно подготовленным и жестким трассам. Современный горнолыжный инвентарь, в том числе и лыжи с новой технологией и карвинговой геометрией облегчают и делают более увлекательным управление ими. В то же время для того, чтобы в полной мере использовать достоинства современных горных лыж, нужно хорошо освоить резаный поворот.
увеличить
Томас Штангассингер

Поэтому сегодня конечной целью обучения в горных лыжах и следует принять резаный поворот, который к тому же не трудней других способов управления лыжами, а обучение вполне доступно каждому. Он прикладней ведельна и годиля. Используя его горнолыжники могут ездить по очень жестким трассам, которые всегда бывают там, где применяется искусственный снег и ратраки. Резаный поворот позволяет без проблем спускаться по очень сложным, жестким, спортивным трассам, успешно соревноваться, выигрывать соревнования и наиболее полно использовать современный горнолыжный инвентарь.

    Методика обучения на пологих склонах
    и склонах средней крутизны

А теперь вновь напомню, что лыжи поворачивать в резаном повороте заставляет постановка их на кант и увеличение давления на них. Вот почему именно с этих двух движений и следует начинать обучение резаному повороту. Обучение может начинаться различно. Первый, наиболее простой способ, успешно может быть применен на не очень крутом склоне новичками. Состоит он в следующем:

Горнолыжника учат спускаться прямо на кусочке совсем пологого склона, имеющего хороший выкат. Затем показывают, как разводить пятки лыж в стороны, вставать в положение плуга и тормозить. Это следует проделать несколько раз. Особенно следует обращать внимание обучаемого на необходимость сгибать колени и подавать их и голени вперед, так, чтобы угол, образуемый стопой и голенью, становился острым. Затем надо научить горнолыжника, принявшего позицию плуга, сближать колени. От этого торможение увеличивается. Горнолыжнику следует объяснить, что если он, спускаясь с горы в плуге, согнет правую ногу сильней и наклонит колено этой ноги внутрь поворота, а затем начнет ногу в коленном суставе разгибать, то лыжа окажется на канте и давление на нее увеличиться. Она станет кривой и сама будет поворачивать влево резано, причем будет это делать достаточно быстро и круто. Другая нога горнолыжника в это время будет продолжать скользить по снегу не загруженной и сохранять положение плуга. Когда же горнолыжнику потребуется повернуть в другую сторону, то он должен будет перенести вес на безопорную, согнутую левую ногу, вывести колено этой ноги внутрь поворота и начать разгибать ногу в коленном суставе, надавливая тем самым каблуком ботинка на лыжу.

Когда он и это освоит, а на это ему на пологой горе потребуется не больше 1,5 часов, он поймет, что управление лыжами стало ему доступно, он перестанет бояться спусков с горы. Они перестанут его пугать, т.к. он теперь может регулировать скорость и изменять направление спуска.

Кроме того, он должен, продолжая надавливать на закантованную лыжу, научиться гасить скорость более крутыми поворотами, заставляя лыжи поворачивать до перпендикулярного положения по отношению к линии падения склона. Когда горнолыжник научится таким способом, без напряжения, поворачивать влево и вправо, повороты его начнут быть резаными и будут совершаться на кантах, без проскальзывания. Однако, положение лыж в плуге у горнолыжника еще будет некоторое время оставаться.

Упражняясь в этом горнолыжник должен следить, чтобы ни одна из безопорных лыж, стоящих в плуге, не выдвигалась перед, а каждый новый поворот начинался с надавливания на поставленную на кант лыжу. И когда он это освоит, ему надо продолжать делать те же резаные повороты в плуге, но так, чтобы они следовали друг за другом более часто. При освоении этого, повороты станут более пологими и быстрыми, а обучающийся, чтобы сохранять частоту поворотов, вынужден будет выводить лыжи из положения плуга и совершать повороты на широко поставленных, но параллельных лыжах. В это время от него надо требовать, чтобы он сильней кантовал лыжи, активнее наклонял колено внутрь поворота и энергичней надавливал каблуком ботинка на лыжу. Все больше уменьшал угол разведения задников лыж в стороны, приближая положение лыж под углом к положению лыж параллельных друг другу и продолжал кантовать их и в этой позиции.

Если склон не очень крутой, а обучающий инструктор или тренер может хорошо показывать, как от резаного плуга можно переходить к резаному повороту на параллельных лыжах и будет повторять этот показ часто перед обучаемыми, то резаный поворот, конечно не очень еще совершенный, начнет получаться через 3-4 дня. Естественно, он будет далеко не мастерским, а всего лишь упрощенной схемой движений в навыке резаного поворота, последовательно повторяющим лишь основные движения этого навыка.

Опираясь на эту освоенную схему резаного поворота, последний можно совершенствовать дальше, приближая его все больше и больше к настоящему резаному повороту. Освоив это, горнолыжник может свободно спускаться по склонам с жестким снежным покрытием и не бояться этих спусков. Он может, при желании, не только совершенствоваться дальше в спусках, но даже ходить по простейшим спортивным трассам. Однако эта методика хороша, действенна и эффективна, только при условии, что склон пологий, хорошо укатан, имеет в некоторых местах более крутые участки, а обучающий тренер хорошо сам владеет резаным поворотом.

    Методика обучения на крутых склонах,
    при отсутствии пологих и средних.

Если же при начальном обучении простой, пологий склон отсутствует и начинать обучение приходится сразу на крутом склоне, или очень пологий склон есть, средний склон отсутствует, и есть только крутой склон, то тренер вынужден будет прибегнуть к другой методике, которая вытекает из методики, используемой с давних пор во всех лыжных школах мира.

Она состоит:

    а) из прямого спуска на самом выкате крутой горы;
    б) косого спуска, с обязательным акцентированием загрузки нижней лыжи;
    в) соскальзывания боком, по крутому склону, приводя колено нижней ноги то к склону и этим закантовывая лыжу, то от склона, что ставит лыжи плоско и от этого происходит ее соскальзывание;
    г) затем изучается поворот к склону с опорой на нижнюю лыжу, но не просто с опорой на внутренний кант нижней лыжи, а осваивается толчок кантом лыжи на утрамбованной поверхности снега для увеличения скорости. Причем никаких попыток оттолкнуться верхним кантом верхней лыжи не делается.

Следующий этап: осваиваем поворот к склону из различных спусков наискось. А дальше сочетаем его с резаным поворотом к склону с некрутым поворотом упором от склона. Потом снова делаем резаный поворот к склону и поворот соскальзыванием от склона.

Следующий этап: делаем быстро следующие друг за другом резаные повороты к склону (гирлянды). После этого учимся верхнюю не загруженную лыжу со стопой отодвигать назад, переносить на нее вес тела, отводить колено от склона, ставить эту верхнюю лыжу на кант и начинать разгибать верхнюю ногу в коленном суставе и этим увеличивать давление на лыжу. Лыжа прогибается, становиться кривой и начинает делать резаный поворот от склона. Потом снова следуют два резаных поворота к склону и один резаный поворот от склона с предварительным отодвиганием стопы назад. После этого два резаных поворота к склону уменьшаем до одного и делаем один поворот к склону, один от склона. При этом очень важно обратить внимание на следующие детали в этом повороте:

    а) начинать опираться на верхнюю ногу тогда, когда стопа этой ноги поравняется со стопой нижней опорной ноги. В этот момент коленный и голеностопный суставы должны быть хорошо согнуты, а передняя часть стопы взята на себя.

В то же время горнолыжник не должен, ставя верхнюю лыжу на снег, разгибать одноименную ногу в коленном и голеностопном суставах, а должен разгибать ее только в тазобедренном суставе, что приблизит стопу этой ноги с лыжей к снегу и отодвинет ее назад. Когда же стопа отодвинется назад и вместе с лыжей окажется рядом со снегом, то нижняя нога горнолыжника должна будет очень быстро вновь согнуться до касания безопорной лыжей снега. И тогда на безопорную лыжу можно будет перенести вес. Она встанет на снег, колено ноги сместится внутрь поворота, лыжа окажется на канте, а одноименная нога начнет разгибаться, надавливая на кант лыжи, прогибая лыжу, которая станет кривой и начнет поворачивать.

Если горнолыжнику все это удастся сделать точно, то поворот его начнет приближаться к мастерскому. Освоив резаный поворот в более простых условиях, горнолыжнику захочется им пользоваться и в более сложных условиях: на очень жестком и быстром искусственном снегу, на спортивных, крутых трассах, на которых он должен поворачивать не там, где ему заблагорассудится, а там где требует это выбранный им путь.

Совершенствование бесконечно… Особенно оно бесконечно в горных лыжах. И если Вы действительно хотите стать очень хорошим горнолыжником, то на это потребуется время. Но не горюйте, что лыжи Вас слишком увлекут и отнимут много времени. Это хорошо. Вы будете много двигаться, что поможет Вам оставаться здоровым.

    Для тех, кто много времени посвятил горным лыжам,
    ходит по трассам и стремится к спортивным результатам.

А теперь я хочу обратиться к тем, кто много времени посвятил горным лыжам, хорошо ходит по спортивным трассам и стремится к высоким результатам. Все, что было мной изложено выше, это основа современных горных лыж. Без освоения этих основ, высоких результатов сегодня достигнуть трудно.

Большинство из Вас училось, наверное, по-другому. Многое из того, что я излагал, Вам может показаться незначительным и не нужным. Не буду убеждать Вас думать по иному. Только время расставит все на свои места.

И все-таки, несмотря на это, некоторые истины для Вас, стремящихся к спортивным результатам, постараюсь изложить.

Вы хотите быстрее всех проходить трассы, на которых соревнуетесь, поэтому не плохо было бы нам с вами вспомнить одну формулу, которую знало мое поколение, учась в 8 классе средней школы:

t = S/V,

где t - время, V - скорость, S - путь.

Попробуем эту формулу расшифровать с позиции горных лыж и посмотрим из чего состоит путь спускающегося по трассе горнолыжника. Он состоит из сопряженных между собой дуг, по которым двигается на трассе спортсмен. Путь спортсмена будет тем короче, чем более выпрямленными окажутся дуги, составляющие его путь на этой трассе. При этом скорость его будет становиться тем больше, чем больше будет приближаться его путь к линии падения склона.

От чего же зависит максимальное спрямление пути:

  1. от характера поставленной трассы;
  2. от умения спортсмена точно, в нужный момент начинать поворот и без какого-либо промедления переходить к следующему, ибо всякое промедление с переходом к следующему повороту удлиняет путь спортсмена.

увеличить
Рисунок 1.

Теперь посмотрим от чего будет изменяться скорость, спускающегося по трассе спортсмена. Прежде всего, от крутизны склона и скольжения на нем лыж. Но в неменьшей степени и от приближения дуг, по которым спускается спортсмен, к линиям падения склона.

Чем больше будут приближаться дуги, по которым спускается спортсмен, к линиям падения склона, тем больше будет нарастать скорость его спуска.

А это, в свою очередь, будет зависеть:

    а) от характера поставленной трассы;
    б) от умения горнолыжника спрямлять и сокращать свой путь на поставленной трассе;
    в) от умения ускорять движение лыж за счет своих мышечных усилий;
    г) от умения двигаться по дуге без проскальзывания лыж, резанно и тем самым не терять набранную скорость.

Чтобы выполнить все вышеизложенное, горнолыжник должен выполнить четко и без промедления ряд очень важных движений, составляющих навык резанного поворота:

    а) быстро переносить вес с одной опорной ноги на другую, сохраняя при этом переносе ногу сильно согнутой в коленном и голеностопном суставах, готовую быстро разогнуться;
    б) отводить стопу безопорной ноги вместе с лыжей назад и приближать ее к снегу за счет разгибания этой ноги в тазобедренном суставе;
    в) колено безопорной ноги выводить внутрь поворота так, чтобы голень безопорной ноги оказывалась параллельной голени опорной ноги и не мешала последней мгновенно ставить лыжу на кант под нужным углом.

увеличить
Кинограмма 6.

Перед нами четыре кадра кинограммы неизвестной горнолыжницы (Кинограмма 6.). Эти четыре кадра можно расшифровать по-разному. Я же их расшифровал так.

  1. Горнолыжница едет вниз по склону.
  2. Горнолыжница, для того чтобы начать поворачивать, пытается поставить на кант правую лыжу. Получается плохо, лыжа остается на снегу почти плоско.
  3. Желая все-таки закантовать лыжу лыжница немного продвинулась в этом, но нижняя лыжа, поворачивая, все равно соскальзывает.
  4. И теперь, когда нижняя лыжа, соскользнув вниз, отодвинулась на достаточное расстояние от верхней лыжи, кантовка лыжи удалась, лыжа встала на кант и прогнулась.

Во втором и третьем кадрах колено и голень внутренней ноги мешали нижнюю лыжу поставить на кант. В четвертом кадре нижняя нога соскользнула на достаточное расстояние от верхней, и голень и колено верхней ноги теперь не мешают нижнюю лыжу поставить под нужным углом на кант.

увеличить
Кинограмма 7.

Американская горнолыжница Сара Шлепер идет по очень жесткой трассе (Кинограмма 7.). Ее голени параллельны. Лыжи поставлены на кант максимально круто и идут резано. Скользящие поверхности обоих лыж находятся в одной плоскости.

увеличить
Кинограмма 8.

Австриец Томас Сикора, бронзовый медалист в слаломе на олимпиаде в Ногано (Кинограмма 8.).

На наиболее крутом участке трассы слалома, на крутом вираже, он не успевает в нужный момент поставить лыжу на кант и надавить на нее, и вынужден прибегнуть к старому способу: оторвать лыжи от склона и начать их вращать в сторону крутого поворота. Но при этом, находясь в воздухе, он уводит колено сильно внутрь поворота, и голень внутренней ноги становится параллельно голени опорной ноги. Из-за этого внешнюю лыжу становится возможно поставить сильно на кант. Внутренняя лыжа оказывается в одной плоскости с внешней. И как только внутренний кант наружной лыжи касается снега, лыжа сразу прогибается и начинает поворачивать резано.

Сегодня каждое движение, входящее в навык резаного поворота, опробовано и играет свою очень важную роль. Оно не может по чьей-либо прихоти, безболезненно быть выведено из навыка или заменено другим движением.

Только большие спортсмены, соревнующиеся продолжительное время на крупнейших соревнованиях, способны вносить эффективные коррективы в сложившийся навык. Поэтому, думаю, что сегодня всем остальным, пытающимся во что бы то ни стало вносить коррективы в двигательный навык резаного поворота, лучше этого не делать совсем, или уж если и делать, то очень осмотрительно, с умом и крайне осторожно.

Появление лыж с карвинговой геометрией, явление, без всякого сомнения, прогрессивное. Оно облегчило и улучшило управление и самими лыжами. Однако с помощью чрезмерной рекламы, карвинговая лыжа была нам преподнесена как самое великое открытие в горных лыжах, способное так изменить горные лыжи, что они перестанут быть похожи сами на себя. Появилось большое количество рекламных плакатов с горнолыжниками, спускающимися в совершенно немыслимых горнолыжных позах. Начала рекламироваться специальная горнолыжная техника на карвингах. Как чудо стали преподноситься лыжи с карвинговой геометрией, которые стоит надеть на ноги и сразу научишься ими управлять и легко помчишься по глубокому снегу и льду.

В последнее время Россию стали посещать эмигрировавшие когда-то из нее горнолыжники, называющие себя горнолыжными инструкторами. Горнолыжниками они большей частью раньше были посредственными и такими большинство из них остается и сегодня. Эти горнолыжные специалисты, надеясь на некомпетентность наших любителей горных лыж, стали учить простаков как надо кататься на современных горных лыжах. Учить совершенно невероятному, ничего общего не имеющему с настоящими современными горными лыжами.

А жизнь, между тем, идет своим чередом. Производители лыж, получив великолепную рекламу на карвинговые лыжи и продав уйму лыж новых конструкций, не сидят сложа руки, а совершенствуют дальше лыжи с новой геометрией, улучшая их гибкость в продольной плоскости и увеличивая жесткость в поперечной плоскости. Кроме того, они уменьшили длину лыж. Во всем этом были достигнуты великолепные результаты. Новые современные лыжи, конечно, внесли и небольшие коррективы в мастерство горнолыжной элиты. Это были лишь небольшие дополнения, в корне не меняющие складывавшийся годами стереотипа резаного поворота. Да этого и не могло случиться. Ведь геометрические формы классических и карвинговыых лыж созданы на одном и том же принципе: на разнице между шириной носка, середины и пятки лыжи, что и дало возможность выполнять на тех и других моделях резаный поворот. Однако разница в геометрических формах носка, талии и пятки у карвинговых лыж была больше, чем классических. Лыжа с карвинговой геометрией, поставленная на кант, способна сильней прогибаться и круче поворачивать, что приводит к возникновению большей центробежной силы и заставляет горнолыжника искать более эффективные способы борьбы с ней.
увеличить
Эберхерд

Присматриваясь к спускам лучших горнолыжников мира на трассах слалома на Первенстве мира в Сант-Антоне в 2001 году, и особенно на Олимпийских играх в 2002 году в США, следует признать, что спортсмены не только все больше и больше приспосабливаются к новым моделям лыж с карвинговой геометрией, но и приспосабливаясь прибегают часто к новым движениям при выполнении давно освоенного двигательного навыка "резаный поворот".

Новая технология горных лыж позволила производить лыжи, которые способствуют убыстрению перехода от одного резаного поворота к другому, ведь лыжа с карвинговой геометрией, поставленная на кант способна сильней прогибаться, круче поворачивать и быстрей начинать новый поворот.

Все это потребовало более быстрой перекантовки лыж. Положение плоских лыж, при переходе от одного поворота к другому, исчезло. Поворот стал более совершенным, проскальзывание лыж почти полностью исключилось.
увеличить
Карен Путцер

Почему же стала возможна такая перекантовка лыж? Да потому что всегда быстрой и хорошей закантовке внешней лыжи часто мешала голень и колено внутренней ноги. Раньше же горнолыжник, стараясь поставить на снег и закановать внутреннюю лыжу, которая через мгновение станет внешней, не обращал никакого внимания на положение уже раскантованной бывшей внешней ноги, голень которой встав на снег вертикально, мешала колену противоположной ноги уйти внутрь и закантовать хорошо внешнюю лыжу. Это не только задерживало начало следующего резаного поворота, но и не давало поставить лыжу на нужный угол при постановке ее на кант.

Но стоило горнолыжнику начать уводить колено бывшей внутренней ноги внутрь вместе с коленом внешней ноги, как голень и колено этой ноги смогли уходить далеко внутри поворота и лыжа этой ноги с самого начала поворота получила возможность вставать на кант под нужным углом.

Весь поворот начал протекать без проскальзывания, резано.

Все это вместе взятое позволило горнолыжнику уменьшить время на переход от одного поворота на кантах к другому, что уменьшило проскальзывание лыж.

увеличить
Кинограмма 9.

Мартина Эртль победительница Кубка мира 1998 год по слалому гиганту (Кинограмма 9.).

В первом кадре Мартина разгибает внешнюю, левую ногу и этим надавливает на закантованную одноименную лыжу. В это время безопорная нога сгибается в коленном и голеностопном суставах. Одноименная лыжа от этого слегка отрывается от снега.

Во втором кадре Мартина сгибает сильнее левую опорную ногу, а правую безопорную ногу разгибает в тазобедренном суставе и эти отодвигает стопу этой ноги назад, приближая ее к снегу.

Кадр третий. Еще сильнее сгибает опорную ногу и переносит вес полностью на нее.

Кадр четвертый. Безопорная нога становится опорной и начинает разгибаться, колено выводится внутрь, лыжа кантуется. Безопорная нога сгибается в голеностопном и коленном суставах, колено выводится сильно внутрь поворота. Голень безопорной ноги становится параллельно опорной.
увеличить

В то же время при использовании карвинговых лыж появились и отрицательные моменты. Так например, поставленная на внешний кант карвинговая лыжа, загруженная даже на краткий миг, сразу начинает поворачивать внутрь дуги, что приводит часто на трассах слалома к положению флаг верхом, на трассах слалома гиганта к быстрому уходу внутренней лыжи вверх по склону и к последующему непроизвольному широкому ведению лыж.

Широкое же ведение лыж на крутом склоне, при переходе спортсмена с нижней лыжи на верхнюю, вынуждает горнолыжника перемещать общий центр тяжести по вертикали на довольно большое расстояние. В результате он не успевает во время и хорошо надавить на лыжу, прогнуть ее, врезать кант жесткий снег и разогнать лыжу. Резаный поворот не получается и горнолыжнику приходится, чтобы повернуть, облегчить лыжи с помощью прыжка и вращать облегченные лыжи в сторону поворота, возвращаясь к давно забытым наворотам, которые обязательно приводят к последующему проскальзыванию лыж.

Сегодня некоторые специалисты стали считать что совершение спортсменом таких поворотов - неизбежная издержка резаного поворота на карвингах и на нее не следует реагировать.

Хороший горнолыжник в своих движениях совершенен. Однако, чем движение совершенней, тем меньше оно заметно у мастера.

Плохой же горнолыжник делает ошибки, которые хорошо заметны.

Если Вы хотите увидеть, что делает в действительности мастер, когда делает современный поворот, снимайте его на видеопленку или ищите где-нибудь эту видеопленку и смотрите ее замедленно, иначе Вы главного не заметите.

И когда увидите, что делает мастер, спускаясь по трассе, попробуйте поразмыслить над этим и разобраться в том, каково это движение и что оно дает мастеру. И только после этого Вы сможете решить, брать ли это движение на свое вооружение или отказаться от него.

Время с момента появления карвинговых лыж протекло быстро, как один день. Однако, несмотря на это, каждый год вносил коррективы в мастерство горнолыжников, пользующихся лыжами с новой геометрией и соревнующихся на современных трассах.

Наблюдения за сильнейшими горнолыжниками в 2002 году на олимпийских играх и Кубке мира показали, что очень большое число лучших спортсменов мира сделали еще один шаг в совершенствовании техники резаного поворота. И больше всех сделали в этом направлении Яница и Ивице Костелич из Хорватии, страны, где горные лыжи никогда не были национальным видом спорта. Их техническое мастерство стало выше технического мастерства большинства других горнолыжников.

Яница Костелич выиграла на прошедшей олимпиаде три золотые медали. Две в слаломе и слаломе гиганте, в видах, в которых она и на прошлом первенстве мира была первой. Третью медаль в двоеборье, в виде, в котором она раньше никогда не выступала, и в который входит скоростной спуск, который она тоже выиграла. Кроме того она стала второй в супергиганте.

Ивице Костелич особенно поразил меня в финальных соревнованиях Кубка мира в слаломе в 2002 г. и покорил своим мастерством.

Совсем недавно трудно было поверить в то, что идеальная техника, которой владели очень многие сильнейшие горнолыжники на олимпийских играх 1994 г. Лалиенхаморе, через четыре года, на олимпиаде в Нагано будет рядом спортсменов потеряна. И в последующем периоде освоения спортсменами карвинговых лыж будет представляться нам далеким прошлым, а возврат к совершенной технике резаного поворота прошлого несбыточной мечтой.

И вдруг сегодня резаный поворот блестяще выполнен и на карвинговых лыжах молодым горнолыжником, которй показал всем, что техника резаного поворота, отработанная не одним поколением горнолыжников, это не только теория вчера, но и, прежде всего, практика сегодня. Движения, входящие в двигательный навык резаного поворота и их последовательность остаются и сегодня обязательными для каждого спортсмена, желающего мастерски управлять горными лыжами, в том числе и карвинговыми.

Однако следует помнить и о другом. Ничто не стоит на месте, в том числе и двигательные навыки. В зависимости от обстоятельств и в них появляются изменения. Карвинговые лыжи тоже, естественно, способствовали совершенствованию резаного поворота. И не замечать этого нельзя. Совершенствование - это, прежде всего, отбор лучшего и расставание с отжившим.

Ивице Костилич это блестяще доказал в финале кубка мира в слаломе, выиграв финал.

К сожалению, у меня сегодня нет возможности наблюдать живых Костиличей на трассах. Но зато их вижу всегда с помощью видеосъемки. Конечно, видеосъемка не всегда дает точную картину происходящего и впечатления от нее могут быть немного искажены. Но зато можно смотреть спуски брата и сестры Костиличей на трассах много-много раз. Повторять каждое их движение замедленно и в нормальном темпе, и, в конце концов, во всем разобраться.

Сегодня новые модели карвинговых лыж позволяют ходить по очень крутым спортивным трассам на большой скорости. Повороты при этом приходится делать спортсменам очень крутые, а прохождение каждого поворота становится весьма скоротечным. Чтобы успевать вписываться в предлагаемые спортсменам очень быстрые и крутые виражи трассы, надо убыстрить переход от одного поворота к другому, что, в свою очередь, потребует от спортсменов очень быстрой и под большим углом постановки лыж на кант, а также молниеносного увеличения давления на лыжу. Чтобы это делать хорошо, горнолыжники должны совершенно и вовремя разгибать бедро в тазобедренном суставе и отодвигать стопу с лыжей назад. Очень быстро кантовать лыжу. Последнему помогает осуществлять глубокий и быстрый вынос колена внутренней ноги к центру поворота, что не только наклоняет голень внутрь, но и помогает безопорную ногу помещать в плоскость, параллельную плоскости, в которой находится опорная лыжа. Голень и колено безопорной ноги теперь не мешают ставить опорную лыжу под нужным углом на кант.

Быстрое припадание на опорную ногу, при постановки ее на снег, позволяет очень быстро разгибать ногу в коленном суставе и мощно надавливать на лыжу.

Начинать кантовать лыжу удобней и быстрей махом колена внутрь. Колено в этом случае перекидывается с одной стороны в другую.

Все это вместе взятое не мешает держать лыжи узко. Эта деталь как была важна раньше, так важна и сегодня. Стопа будущей опорной ноги не должна выдвигаться далеко вперед, а должна оказываться в месте проекции центра тяжести на опору. Все это чемпионы делали с давних пор и это позволяло им оказываться классными спортсменами. Новый инвентарь и новая трасса требуют новых подходов, однако должны использоваться и старые наработки.

Если горнолыжник все вышеперечисленные нами движения выполняет точно, в нужной последовательности и на карвинговых лыжах, то лыжи его начинают скользить только на кантах. Плоское положение лыж при переходе от одного поворота к другому исчезает. Создается впечатление, что горнолыжник движется по трассе на кантах даже при переходе с одной опорной лыжи на другую. При этом лыжи его по отношению друг к другу всегда располагаются узко.

В заключение хочу от лица всех любителей горных лыж еще раз поблагодарить тех замечательных горнолыжников прошлого и настоящего, которые бесстрашно и бескомпромиссно соревновались или соревнуются и сегодня на первенствах мира, Кубке Мира и олимпийских играх, прокладывая путь к совершенству в горных лыжах. Без усилий этих спортсменов прогресс в горнолыжном спорте был бы минимален.

Ю. Преображенский
11 марта 2002 г.
Дизайн и хостинг
"Компания Контакт", г. Дубна
master@dubna.ru