Юрий Преображенский Юрий Преображенский Юрий Преображенский Юрий Преображенский
Биография
Фотогалерея
Секреты мастерства
Размышления
Новости
Женская сборная
Карта сайта
 
 
 
РАЗМЫШЛЕНИЯ

ТЕХНИКА ЧЕМПИОНОВ

I. Техника чемпионов - надежная тропа для всех горнолыжников к мастерству в современном резаном повороте

Все знают, что для того, чтобы ездить на автомобиле безопасно надо чтобы в нем хорошо и точно работали рулевое управление, сцепление, подача газа и обязательно тормоз.

Если какой-нибудь из перечисленных компонентов, медленно приводится в действие или вовсе отсутствует, то езда на такой машине оказывается либо очень опасной, либо невозможной вовсе.

У горнолыжников нет ни рулевого управления, ни газа и сцепления, да и тормоз как таковой отсутствует.

Все эти, выше упомянутые приспособления заменяет ему умение поворачивать на движущихся вниз по склону, лыжах.

Изменение движения лыж от спуска прямо к спуску наискось выполняет роль тормоза, сдерживающего набранную скорость.

А это значит, что уменье горнолыжника быстро переходить от спуска прямо к спуску наискось и обратно, является не только способом позволяющим изменять направление движения лыж, но и изменять скорость их движения.

Что же позволяет наиболее быстро и точно менять направление движения лыж на склоне и их скорость? Конечно повороты. Повороты могут быть разными.

С проскальзыванием лыж более большим или более маленьким, чисто резаные.

Горнолыжнику, в зависимости от обстоятельств, приходится поворачивать круче или положе и терять больше или меньше скорости.

Потеряв скорость слишком сильно горнолыжник часто не успевает набрать ее снова. Поэтому хорошие, опытные горнолыжники стараются терять скорость минимально. Ровно настолько, чтобы можно было выполнить нужный поворот, но не более того. Ибо скорость у горнолыжника нарастает не как у автолюбителя, на хорошей современной машине. Нажал педаль газа и скорость через мгновение снова на максимуме.

У горнолыжника же главной движущей силой, в первую очередь, становится величина и крутизна склона.

Самой же большой и невосполнимой потерей скорости, оказывается ее потеря на пологом склоне. Все это и привело к тому, что главным и наиболее выгодным приемом стал резаный поворот.

С его помощью стало возможно большую часть поворота делать резано, без проскальзывания лыж. Это позволяет сбрасывать скорость ровно на столько, на сколько требует этого трасса.

Современные карвинговые лыжи так устроены, что позволят делать очень быстро крутые и резаные повороты. Механизм же резаного поворота основан на том, что современная и не только карвинговая, но и классическая лыжа, поставленная на кант, в силу разницы в ширине ее носка, талии и пятки, касается снега в районе носка и пятки, а серединой снега не касается. При увеличении на закантованную лыжу давления, она начинает прогибаться и будет это делать до тех пор, пока всей поверхности канта не коснется снега.

Став кривой, она поворачивает без каких-либо дополнительных усилий приложенных к ней.

Какие же движения горнолыжник должен делать, чтобы лыжа начала поворачивать? Прежде всего поставить внешнюю лыжу на снег и закантовать ее. Казалось бы, что может быть проще. Просто, да не выходит. Почему? Да потому, что для того чтобы поставить лыжу на кант надо сместить колено этой ноги внутрь поворота. И тогда голень ее наклонится тоже внутрь поворота и лыжа окажется закантованной.

В то же время колено и голень внутренней ноги, особенно если горнолыжник узко ведет лыжи, не позволяют вывести внутрь поворота колено и голень внешней опорной ноги и этим поставить лыжу на кант.

Лыжа продолжает скользить плоско, резаный поворот хорошо не получается.

Конечно, можно перейти на более широкое ведение лыж и тогда лыжа начнет кантоваться. Это стали делать многие ведущие спортсмены на соревнованиях, впервые перейдя на карвинговые лыжи. Однако вскоре поняли, что на крутых склонах при широком ведении лыж, как только лыжи начнут двигаться наискось, верхняя нога оказывается много выше нижней и горнолыжник во время не успевает перенести вес на верхнюю лыжу и надавить на нее.

Выполнение резаного поворота задерживается. И тогда горнолыжнику чтобы продолжать следовать по намеченному пути придется использовать старый способ начала поворота. Выпрямляя ноги как бы подпрыгивать и вращать облегченные лыжи в нужную сторону. Однако тогда горнолыжник не успевает вовремя надавить на лыжу, прогнуть ее, врезать кант в снег и избежать проскальзывания лыжи, рано начать разгонять лыжу в вираже. На каждом таком повороте скорость у него теряется. Если крутой склон оказывается еще и длинным, то отыграть на нем проигранные секунды, становится невозможно.

Сегодня стало совершенно очевидно, как важно быстро кантовать внешнюю лыжу и надавливать на ее кант.

Теоретически все это не трудно осмыслить, но как это максимально быстро осуществлять на практике?

Есть два движения, которые помогают осуществлять все в кратчайшее время.

В тот момент, когда горнолыжник переносит вес на верхнюю, внешнюю лыжу его внутренняя нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, лыжа на этой ноге становится безопорной, а нога за счет сгибания ее в коленном суставе, отодвигает стопу с лыжей назад. Колено и голень смещаются внутрь поворота, что как мы уже раньше писали, позволяет колену и голени внешней ноги тоже быстро сместиться внутрь и внешняя лыжа автоматически оказывается хорошо закантованной.

Колено и особенно бедро опорной ноги начинают разгибаться и давить на закантованную лыжу. Она прогибается и начинает резано поворачивать. Тем временем, не загруженная внутренняя нога, сохраняя коленный сустав также сильно согнутым, начинает смещать колено и голень в противоположную сторону и когда лыжа этой ноги раскантуется, а стопа окажется под центром тяжести, горнолыжник перенесет вес на эту ногу.

И все начнется сначала, но теперь на противоположной ноге.

У современных и очень хороших горнолыжников все движения, изложенные нами выше, протекают в течении очень короткого времени, которое исчисляется десятыми, а чаще даже сотыми секунды.

В этой ситуации, любое промедление при совершении движений приводит либо к неправильному и несовершенному выполнению навыка, либо резаный поворот не выполняется совсем.

В двигательном навыке резаного поворота различных движений обычно бывает не так уж и много, но все они должны осуществляться в определенной последовательности и на каждое из них отпускаются не секунды и часто даже не десятые секунды, а сотые. Поэтому горнолыжнику все движения резаного поворота контролировать сразу невозможно. В силу этого мы рекомендуем концентрировать внимание только на ключевые движения и на их последовательность.

С самого начала надо понять, что собой представляет термин «Увеличение и уменьшение давления на ту или иную лыжу и как это осуществляется».

Увеличение и уменьшение давления на лыжу изменяется от перемещения общего центра тяжести горнолыжника вверх или вниз.

Для этого горнолыжнику приходится сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, не меняя существенно положений других частей его тела. Затем, опираясь на опорную ногу, начинать разгибать ее в тазобедренном суставе, перемещая общий центр тяжести вверх и этим увеличивая, давление на одноименную лыжу. Перемещение ОЦТ происходит на сравнительно небольшое расстояние и глазом мало заметно, зато горнолыжник хорошо ощущает, как от разгибания ноги, лыжа начинает сильно давить на снег, врезая в него кант лыжи. От давления лыжа прогибается, становится кривой и поворачивает.

При повороте образуется центробежная сила, стремящаяся выбросить горнолыжника наружу поворота и чтобы противостоять ей горнолыжнику приходится увеличивать давление на лыжу и более мощно разгибать ногу в тазобедренном суставе. От этого лыжа не только прогибается больше, но и кант ее сильней врезается в жесткий снег, или даже в лед, это не позволяет лыже проскальзывать, заставляя ее двигаться по нужной горнолыжнику дуге. Надавливая на лыжу сильней или слабей горнолыжник прогибает ее больше или меньше, и она поворачивает круче или положе. Кроме того, горнолыжник, кантуя лыжу и сместив голени и туловище внутрь поворота, разгибает внешнюю ногу в коленном и тазобедренном сустава и, отталкиваясь внутренним кантом этой лыжи, увеличивает скорость лыж в вираже.

Чем раньше он начнет отталкиваться кантом, тем дольше с помощью этого усилия сможет наращивать в вираже скорость, и тем большую скорость будут набирать в каждом вираже, его лыжи. И сильнее будет проявляться эффект ружья, с более длинным стволом, в котором при одном и том же давлении газов на пулю в длинном стволе газы действуют более продолжительное время на пулю и ее убойная сила увеличивается.

Чем под более острым углом горнолыжник будет давить на кант внешней лыжи, тем больше будет составляющая этого усилия, направленная на продвижение лыж вперед.

Итак, поставив лыжу на кант, горнолыжник одним надавливанием на лыжу может решить несколько проблем:

  1. Поворачивать более круто, или менее круто.
  2. Двигаться по дуге более быстро.
  3. Поворачивать с минимальным проскальзыванием лыж и не терять набранную скорость.
Достигает он этого всего с помощью двух движений: постановки внешней лыжи на кант и надавливания на него. Таким образом, делая всего два движения горнолыжник использует их, как руль, газ и тормоз.

Современные карвинговые лыжи сделали поворот более быстрым, длящимся менее продолжительное время.

В двигательном навыке современного, резаного поворота, все входящие в него движения так быстро чередуются и требуют такого четкого согласования, что малейшая задержка с их выполнением может приводить не только к проигрышу времени, при прохождении спортивных трасс, но и к потере равновесия, которое иногда может даже закачиваться падениями. А при современных скоростях это может стать причиной тяжелых травм.

Для надежного сохранения передне-заднего и бокового равновесия, очень важным для горнолыжников оказывается уменье быстро восстанавливать потерянное равновесие.

Наблюдали ли Вы в цирке за акробатом, который идет по натянутому канату. В руках у него длинный шест, который направлен перпендикулярно натянутому канату и в случае потери равновесия акробат, незаметным движением смещает шест в сторону противоположную от потери равновесия. Если равновесие потеряно с правой стороны, то шест смещается влево и на столько, чтобы только восстановить потерянное равновесие.

Шест оказывается как бы балансиром, с помощью которого канатоходец восстанавливает потерянное равновесие.

У горнолыжника роль балансира выполняет незагруженная внутренняя нога, которая, имея большую массу, легко может смещать центр тяжести горнолыжника вправо и влево, вперед и назад.

Кроме того, чтобы потеря равновесия происходила очень мало или не происходила вовсе, горнолыжник, перенося вес с одной лыжи на другую, стопу этой ноги, вместе с лыжей должен отодвинуть так назад, чтобы проекция его центра тяжести пришлась над его новой опорной ступней.

Отодвигая в каждом повороте стопу опорной ноги назад, он или не теряет переднее-заднего равновесия вовсе, или теряет его так мало, что очень быстро и легко его восстанавливает.

Теперь пришло время подытожить все уже сказанное.

Прежде чем сделать внутреннюю ногу опорной, надо ее стопу и голень сместить назад. Для этого бедро внутренней ноги надо в начале поворота согнуть в тазобедренном суставе. От этого давление на внутреннюю лыжу исчезнет, лыжа будет скользить по снегу незагруженной. Затем необходимо согнуть голень в коленном суставе, что и отодвинет стопу и лыжу этой ноги назад так, чтобы стопа оказалась над центром тяжести горнолыжника и затем вынести согнутое колено и голень внутрь поворота.

Это позволит и колену и голени внешней ноги тоже сместиться внутрь поворота и поставить на кант внешнюю лыжу.

Одновременно с этим надо начать разгибать опорную ногу в тазобедренном суставе. От этого опорная нога начнет давить на внутренний кант лыжи, врезая его в жесткий снег и прогибая лыжу, которая начнет идти по дуге. И это будет продолжаться до тех пор, пока лыжа не совершит требуемую дугу. Все это время внутренняя нога должна будет оставаться безопорной, согнутой в коленном суставе и наклоненной под нужным углом внутрь поворота. Она будет служить балансиром, помогающим сохранять горнолыжнику передне-заднее и боковое равновесие.

В самом конце поворота, перед постановкой лыжи на снег и перенесением на нее веса. Голень и колено этой ноги должны выйти из наклона внутрь поворота. Лыжа встанет плоско и горнолыжник, не разгибая ногу в коленном суставе, начнет разгибать ее в тазобедренном. Лыжа коснется снега, и горнолыжник только после этого перенесет на нее вес.

II. Обучение резаному повороту

И так мы рассказали Вам подробно, из каких движений состоит современный резаный поворот. В какой последовательности эти движения следуют, и какое значение они имеют для выполнения современных поворотов. Зная все это, Вы сможете представить, что такое резаный поворот.

Однако самостоятельно научится его делать, даже зная все, что изложено выше, будет трудно. Нужно еще знать не только подводящие, но и более простые упражнения в исполнении мастера, а также и в какой последовательности они следуют. С их помощью освоить простейшую схему управления горными лыжами будет значительно проще.

И так, с чего лучше всего начать занятие с человеком, который никогда не катался не только на горных лыжах, но и на фигурных и простых коньках, не играл в хоккей или хотя бы не пробовал себя на роликовых коньках.

Лучше всего начинать занятия с прямых спусков и стараться не просто спускаться с них, а осваивать спуски прямо, так как это делают мастера за рубежом, тем более, что это не такое уж и сложное упражнение, исполненное на простом и пологом склоне. Без этого вы не сможете легко, красиво, правильно и надежно спускаться потом с гор, поворачивать и управлять лыжами. От прямых спусков очень во многом будет зависеть, каким горнолыжником вы станете впоследствии. Мастером ли, при спуске которого все будут поворачивать в Вашу сторону голову, или простым горнолыжником - «пашехонцем» таким, какими становятся большинство горнолыжников любителей и какими в последнее время выходят спортсмены из наших спортивных школ. А, иногда таких спортсменов можно даже увидеть и среди членов сборной команды страны.

Закончив свою работу в комитете, я стал работать в моем туристе на родной Шуколовке с местными детишками. Шуколовка была в то время всего лишь небольшой горой, но горой с очень интересным рельефом, на котором можно было летать с большего количества разных бугров, метров эдак на 20-30, если даже ничего на них и не делать. Целый день куча моих ребятишек прыгала с бугров. Зная цену уменью горнолыжников летать с бугров на альпийских трассах, я учил их премудростям в преодолении последних. За сезон ребята стали в этом ассами. Учились мы конечно не только этому. Но уменье преодолевать бугры, позволило ребятам прекрасно сохранять равновесие на мчащихся вниз лыжах. Делать это легко, свободно, естественно. Все эти ребята к концу сезона научились и поворачивать на параллельных лыжах и впоследствии семь из них стали мастерами спорта. А вот по каким методикам я учил их тогда поворотам, я и сегодня сказать затрудняюсь. Они сами этому научились, спускаясь на большой скорости через бугры вниз. Сначала пришло уменье поворачивать, съехав с горы, а потом и умение поворачивать на склоне. И так лучше всего горнолыжник обретает умение управлять лыжами, если предварительно покатается по прямой и хорошо освоит эту часть программы.

К сожалению, это можно делать только при наличии не слишком крутых склонов, с хорошим на них выкатом, на котором лыжи могут остановиться сами без посторонней помощи и каких-либо усилий горнолыжника. Склон должен быть хорошо растоптан и подготовлен. Все лыжники спускаются только в одном направлении и на склоне есть опытные люди, управляющие такой тренировкой.

Но чаще бывает, когда склон для этого либо чрезмерно крутой и на нем много посторонних предметов, либо он покрыт двигающимися в разном направлении горнолыжниками.

При такой обстановке применять прямые спуски с начинающими не только не следует, но и опасно.

Не умеющий кататься на лыжах человек, тронувшись с места, всегда испуган и обеспокоен тем, что будет с ним дальше. Скорость начинает нарастать и он от испуга забывает все то, чему его учили на горке более искушенные в горных лыжах люди. Как преодолеть синдром страха и начать делать то, что поможет хоть как-то управлять лыжами?

Шаг первый

Перейти на очень пологую гору, крутизна, которая постепенно уменьшается и лыжи останавливаются внизу без всяких усилий человека. На верху попробуйте встать в стойку прямого спуска. Ноги сильно согнуты в коленных и голеностопных суставах, колени подайте вперед, угол между стопой и голенью должен быть острый, и ни в коем случае не прямой. Позвоночник прямой и только слегка подан вперед. Руки слегка согнуты в локтевых суставах. Локти прижаты к туловищу. Сразу все не выходит, не огорчайтесь, слишком за многим следует следить. Трудно? Тогда забудьте о руках, опустите их вниз и прижмите к туловищу. Кисти рук вместе с палками прижмите к туловищу в районе бедер. Если руки так держать трудно, то выпрямите их во всех суставах, как у солдата, стоящего по стойке смирно. Сделайте один, два шага, чтобы лыжи заскользили вниз, и примите стойку, которую приняли стоя наверху холма, вы поехали вниз! Сохраняйте стойку. Не бойтесь! Все, кто сохранит стойку как раз и не упадут. Держите лыжи недалеко друг от друга, уже, чем на ширине плеч. Затем по мере освоения спуска сближайте их еще, пока расстояние между лыжами не станет равно примерно ширине одной Вашей лыжи. Внизу ничего не делайте, ждите, когда лыжи остановятся сами. Сначала начинайте спуски у самого подножья горы и с каждым новым спуском поднимайтесь все выше. Скрупулезно выполняйте все то, что я написал Вам, описывая спуск прямо.

Почему я останавливаюсь так подробно на этом, весьма простом упражнении. Да оно простое и его можно делать по-разному. Но от того, как мы его начнем делать из раза в раз, складываются первые очень важные навыки.

Время обучения с инструктором для Вас обычно ограничивается из-за дорогой оплаты последнего. Курс обучения не может длиться для простого человека больше 6-7 дней по 1 ? часа в урок. За это время вы должны научиться не только спускаться прямо, но и поворачивать и преодолевать неровности. Все это конечно не в совершенстве, а схематично.

Если же есть короткий, но пологий участок склона. Или хотя бы пологий участок на выкате, а все остальные склоны крутые. Обучение надо начинать не с прямых спусков, а с резаного плуга. Что это такое? И какова роль обычного плуга в этом упражнении. Простой, банальный плуг знаком многим горнолыжникам и давно уже используется при обучении начинающих. Правда, обучающимся он не нравится и они стараются, либо как можно меньше тратить на него время, либо избегать его делать совсем. И в чем-то они правы. Однако плуг укорачивает процесс обучения и помогает очень быстро освоить «резаный плуг», прием, очень сильно сокращающий и убыстряющий не только освоение управления горными лыжами, но и позволяющий быстро понять и освоить очень важный элемент резаного поворота надавливания на лыжу, без которого обучиться резанному повороту просто немыслимо.

Встаньте на совсем пологом склоне, разведите пятки ваших лыж в стороны, согните сильнее коленные суставы. Разводя пятки лыж в стороны, делайте это не очень сильно, теперь попробуйте сдвинуться с места и поехать вниз по склону. Лыжи вниз не едут. Тогда попробуйте встать в плуг, когда Ваши лыжи уже поехали вниз. Плуг затормозит движение лыж, а потом они и вовсе остановятся. Теперь попробуйте, спускаясь в плуге вниз сблизить хорошо согнутые колени. Лыжи в этом случае встанут на канты.

После этого надавите каблуком правого ботинка на правую лыжу и ваша лыжа сама начнет поворачивать налево. Затем перенесите вес на левую лыжу и надавите каблуком на нее, и лыжа повернет направо.

Поворот происходит легко, сам собой, без лишнего напряжения. Чем дольше и сильней вы будете давить на лыжу, тем круче она будет поворачивать и больше замедлять свое движение. Для того, чтобы переходить от одного поворота к другому надо заканчивая давление на одну лыжу перенести свой вес на другую лыжу и начать давить каблуком ботинка теперь на эту лыжу.

Как осуществляется давление на ту или иную лыжу? Нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, разгибается только в тазобедренным суставе, оставаясь согнутой в коленном суставе. В момент переноса веса с этой ноги на другую, нога, на которую будет перенесен вес, должна успеть вновь согнуться в тазобедренном и коленном суставах.

Чем быстрее будет переноситься вес с одной ноги на другую и осуществляться последующее надавливание на лыжу, тем короче будут дуги, исполняемые горнолыжником. И тем больше у горнолыжника будет появляться желание вывести лыжи из положения в плуге в положение «на параллельных лыжах» и на кантах. Этому желанию горнолыжнику препятствовать не следует, а нужно только следить за тем, чтобы у него сохранялась постановка лыж на кант и последующее на него надавливание за счет разгибания ноги в тазобедренном суставе.

При переносе веса на другую лыжу и постановки ее на кант, главную роль начинает играть быстрое выведение колена внутренней ноги внутрь и сгибание ее в коленном суставе. Затем следует перемещение колена этой ноги из положения внутрь поворота, в положение наружу поворота, что приводит к раскантовке внутренней лыжи, а сгибание ноги еще больше в коленном суставе и разгибания в тазобедренном суставе, что приводит к отведению стопы и лыжи этой ноги назад и постановки лыжи на снег. В это время бедро внешней ноги сгибается в тазобедренном суставе и нога с лыжей перестает быть опорной, колено ее выводится внутрь поворота и весь цикл движений при повороте «резаный плуг» повторяется, но теперь на другой лыже.

Таков цикл движений резаного поворота в плуге. Он, по последовательности чередующихся в нем движений очень напоминает классический резаный поворот на параллельных лыжах. Та же необходимая для совершения поворота кантовка лыж, то же увеличение давления на лыжу за счет разгибания ног в коленном и тазобедренном суставе, то же сгибание внутренней ноги в коленном суставе, чтобы отодвинуть стопу с лыжей назад, тоже приятное и легкое движение, прогнутой внешней лыжи, при движении по дуге. Только движение лыж, поставленных в плуг не такое быстрое как в резаном повороте на параллельных лыжах и потому, доступное новичку. Однако положение лыж в плуге всегда смущает начинающих.

Когда вы начинаете осваивать поворот «резаный плуг» не упражняйтесь в нем излишне долго. Поняли, что такое термины «надавить на лыжу» и закантовать лыжу и хватит. Не повторяйте много раз резаный плуг, переходите скорей к резаному повороту на параллельных лыжах.

Как же это осуществляется на практике? Как я уже писал выше, не затягивайте каждый резаный поворот плугом, не приводите его почти к полной остановке, делая поворот очень крутым. Старайтесь делать сопряженные резаные повороты, как можно чаще и обязательно надавливайте энергично на внешнюю лыжу. Делайте сопряжение поворота чаще, еще чаще, как можно чаще. Как только повороты стали у Вас получаться, старайтесь уже не разводить пятки лыж широко. Разводите пятки лыж все меньше и меньше. Ваше стремление, поворачивать как можно чаще и все меньше и меньше разводить пятки лыж, а также чаще и надавливать на закантованную лыжу, неминуемо приведет Вас к резаному повороту на параллельных лыжах.

Хорошо если тренер сам хорошо делает резаный поворот на параллельных лыжах и легко переходит от поворотов резаным плугом к резаному повороту на параллельных лыжах. Покатайтесь за таким тренером. Походите частые змейки из очень низких древок, скорей даже веточек. Ставьте змейки все более часто.

Когда надавливаете на лыжу, старайтесь, чтобы лыжа была хорошо закантована под острым углом к поверхности снега. Ибо это надавливание вскоре начнет превращаться в ускорение лыж в вираже.

Это не забава, а очень важный прием. Упражняйтесь в нем всякий раз, как только спускаетесь по склону с поворотами, переходите от резаного плуга к современному резаному повороту на параллельных лыжах. Тренер должен, проехав часть склона, остановиться. И тогда по склону по очереди начинают ехать ученики. Тренер говорит каждому о его достоинствах и его ошибках. Они двигаются дальше вниз по склону и все повторяется сначала. И так на протяжении всего занятия. В следующем уроке, ранее освоенное должно повторяться. И только после этого можно переходить к новому материалу.

Вторая часть обучения

Она может стать как новое совсем другое начальное обучение. А лучше, если сможет стать продолжением уже разученного. О спусках прямо и наискось мы уже говорили ранее. В зависимости от ситуации их надо либо повторить, либо разучить вновь. Встаньте почти поперек склона и начните спуск наискось. Нижняя лыжа загружена, верхняя скользит по склону незагруженной. Согните верхнюю ногу в коленном суставе больше обычного. Это отведет стопу с лыжей назад и сделает верхнюю ногу безопорной.

Таким образом, и в этом случае, обучая новичка начальному управлению лыжами, мы учим его ставить лыжу на кант и надавливать на лыжу. Это очень важные два движения совершенно необходимые для выполнения современного резаного поворота. Их надо хорошо разучить и делать автоматически.

Но главное в резаном плуге и в резаном повороте к склону и от склона даже не с первых шагов, а с первого шага дается возможность почувствовать новичку, что не лыжи везут его куда хотят, а он может направлять их в нужную сторону. Это позволяет с первых шагов побороть новичку страх и беспомощность на едущих вниз по склону лыжах. Дальнейшее совершенствование в этом лучше всего и быстрее всего получается, если на склоне, по которому новичок легко может спускаться, спуски совершаются с тренером, который в совершенстве владеет резаным поворотом. Методики обе простые. Тренер либо еде в резаном плуге, затем учащает повороты и переходит от резаного плуга к поворотам на параллельных лыжах, либо совершает спуск наискось так чтобы на верхнюю лыжу не опираться. Колено и голень этой ноги наклоните к склону, а нижнюю ногу, стоящую плотно на снегу, начните разгибать в тазобедренном суставе. Давление на лыжу увеличивается, она прогибается и начинает поворачивать к склону, слегка проскальзывая в начале поворота. Каждый последующий спуск наискось начинайте, постепенно приближать к спуску прямо. Следите, чтобы верхняя нога не выходила вперед. Сдвигание верхней стопы с лыжей назад достигается более сильным сгибанием ноги в коленном суставе.

Поставьте ваши лыжи, приблизив их к направлению спуска прямо. Лыжи заскользят вниз, и Вы тогда поверните их еще немного к склону. Делайте это до тех пор, пока они не окажутся перпендикулярно к линии падения склона. Пытайтесь ваши повороты делать все более резаными. Когда поворот к склону окажется полностью резаным, попробуйте верхнюю лыжу, согнув колено, снова отодвинуть назад и поставить на снег так, чтобы стопа этой ноги оказалась на одном уровне со стопой нижней ноги. Согните бедро нижней ноги в тазобедренном суставе, нижняя лыжа перестанет давить на снег. Колено начнет двигаться вверх и начнет отодвигаться внутрь и вниз, верхняя лыжа закантуется, горнолыжник перенесет на нее вес, она слегка прогнется и начнет поворачивать от склона. Если горнолыжник успеет еще и начать разгибать эту ногу в тазобедренном суставе, то поставленная на кант верхняя лыжа сильнее прогнется, кант врежется в снег, лыжа начнет поворачивать более круто, не проскальзывая даже тогда, когда устремится под склон и на нее начнут воздействовать сила тяжести и центробежная сила. Центробежная сила будет увеличиваться и горнолыжнику, чтобы противостоять ей, надо будет все больше и больше смещать ОЦТ внутрь поворота. Этому во многом будет помогать смещенное внутрь колена и голени вместе с горнолыжным ботинком и лыжей внутрь.

Получится так, что довольно большую часть нашего тела, составляющую приличную массу и состоящую из ног, тяжелых ботинок и лыж станет естественным балансиром. Манипулируя, этим балансиром, горнолыжник будет без труда сохранять равновесие на внешней лыже. Но может быть и так и скорей всего так и будет, горнолыжник перенеся вес на верхнюю лыжу, не успеет на нее надавить и лыжа помчит его вниз лишь слегка поворачивая и набирая все большую и большую скорость. И горнолыжнику, чтобы затормозить, надо будет как можно скорей сделать крутой поворот к склону. Вышло? Теперь попробуйте его сделать с ускорением. Если в этом упражнении поворот от склона не получается, начните его делать из упора, постепенно уменьшая угол упора пока не перейдете к повороту от склона на параллельных лыжах. После этого вернитесь к упражнению когда делаются два или один поворот к склону с ускорением и один поворот от склона на параллельных лыжах тоже с ускорением. Именно это упражнение поможет Вам понять и освоить резаные повороты с надавливанием и ускорением, к склону и от склона.

К сожалению, все наши горнолыжники, начиная с мастеров и чемпионов и кончая рядовым любителем, до сегодняшнего дня не освоили резаного поворота с хорошим настоящим ускорением. Если бы это они умели хорошо делать, соревнуясь на жестких современных трассах, их результаты на международных соревнованиях не были бы так безнадежно плохи.

Чтобы освоить ускорение, горнолыжник должен делать следующее: согнуть внутреннюю ногу больше в коленном суставе и как можно быстрей поставить ее на снег, а верхнюю оторвать от снега и после этого сделать уже знакомые нам поворот к склону. Затем все манипуляции повторить. Точно повторяя эти манипуляции друг за другом вы невольно будете делать упражнение «гирлянды», очень нужное Вам впоследствии.

Повторяя эти упражнения много раз, Вы будете делать их легко и точно.

Затем начните поворот к склону делать с ускорением, толкаясь внутренним кантом нижней лыжи, и это будет увеличивать скорость движения нижней лыжи в повороте.

Сделав несколько поворотов к склону с ускорением, согните верхнюю лыжу в коленном суставе, поставьте ее быстро на снег и перенесите на нее вес. Нижнюю лыжу согните в тазобедренном и коленном суставах и колено, и голень уведите внутрь будущего поворота. Поворот от склона получится легко и быстро. Затем сделайте два резаных поворота к склону на другой ноге и резаный поворот от склона на противоположной ноге.

Написано много. Читать для большинства горнолыжников это будет наверное трудно и скучно, но если Вы хотите стать очень хорошим горнолыжником, надо не только набраться терпения и дочитать все до конца, но и досконально разобраться в прочитанном и убедиться насколько оно важно и нужно Вам. Советовал бы посмотреть кассету о первенстве мира 2003 г. в Сан-Морин сделанную и озвученную мной, или найти меня в этом сезоне на склонах в Туристе или Нагорном, там вы смогли бы увидеть многие вещи на практике. А увидеть один раз всегда лучше, чем услышать 100 раз.

На моем сайте www.Skitrener.ru можно прочитать и узнать много дополнительных сведений, что поможет Вам понять многое. А также по Интернету задать мне вопросы, интересующие Вас сегодня. Можно и поспорить о правильности написанного, тогда легче Вам будет видеть истину. Только давайте спорить по существу и на лыжах. Но торопитесь, мне много лет, а в таком возрасте все бывает. А ведь для убедительности сказанного я должен показывать Вам то, о чем пишу. Сейчас это делаю еще легко, но как долго смогу это делать?

Ю.С. Преображенский
7 сентября 2005 г.

Дизайн и хостинг
"Компания Контакт", г. Дубна
master@dubna.ru